• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ нарративов в норме, при афазии и усвоении иностранного языка

ФИО студента: Шульгина Кира Михайловна

Руководитель: Худякова Мария Викторовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2017

Предпосылки: Множество исследований проведено по всему миру с использованием фильма «о грушах», в том числе на его основе собран корпус Russian Clips, содержащий нарративы людей c афазией и правополушарными повреждениями. В данной работе материал корпуса Russian CliPS, объединен с нарративами людей, изучающих русский язык как иностранный, для реализации задачи автоматического анализа речи и автоматической классификации с использованием методов машинного обучения. Цели: Проверить возможность применения методов машинной классификации к речи нестандартных носителей русского языка и проверить ее эффективность. Материал: 4 группы текстов. Три взяты из корпуса Russian CliPS: тексты здоровых носителей русского языка (n=10), людей с динамической афазией (n=8), людей с акустико-мнестической афазией (n=10). Специально собраны тексты людей изучающих русский язык как иностранный (n=8). Метод: Автоматическая классификация проводилась с помощью трех алгоритмов машинного обучения: Random Forest, Extra Trees и Neural Network. Результаты: (1) Создан подкорпус пересказов фильма “о грушах”, собранных у людей, изучающих русский язык. (2) Результаты классификации показали, что акустические и лексические характеристики текста являются вполне достаточными для классификации. (3) Все алгоритмы с трудом различают тексты последней группы и тексты людей с динамической афазией. В то же время противопоставление с акустико-мнестической афазией распознается намного успешнее, что позволяет сделать вывод о внешней схожести проблем с реализацией дискурса у первых двух групп.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ