• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учебники обществознания: чего ожидает учитель?

ФИО студента: Дзядевич Елена Евгеньевна

Руководитель: Чернобай Елена Владимировна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Доказательная образовательная политика (Магистратура)

Год защиты: 2018

Школьный предмет «обществознание» был включен в учебные планы российских школ в начале 2000-х годов, а в советское время предмет «обществоведение» входил в школьную программу с 1960-х. Дисциплина представляет интеграцию таких общественных наук как социология, социальная психология, политология, правоведение, экономика и философия, и способствует гармоничному развитию личности в современном информационном обществе. Данная работа рассматривает не только особенности, цели и содержание преподавания обществознания в условиях современного российского образования, но и представляет характеристику преподавания общественных наук в зарубежных странах – в Финляндии, Сингапуре и США. Основной для эмпирической части магистерской диссертации стало исследование российских учебников по обществознанию, которые рекомендованы к использованию в школах Министерством образования и науки РФ. Исследование проводилось весной 2017 года Институтом образования НИУ ВШЭ. В анкетировании приняли участие 1027 учителей обществознания (которые преподают в 5-9 классах) из 13 регионов РФ. Учителям предлагалось оценить методический аппарат учебников, что позволило проанализировать состояние и проблемы, существующих УМК по обществознанию. Более того, по результатам анкетирования удалось выяснить, какие задания и в какой мере, по мнению учителей, способны формировать новые образовательные результаты у школьников. В итоге удалось составить портрет желаемого школьного учебника и ответить на вопрос: «Какого учебника по обществознанию ждет учитель?». Ключевые слова: учитель, школа, учебный процесс, учебник, методический аппарат учебника, система учебных заданий, новые образовательные результаты, метапредметные образовательные результаты, компетенции XXI века

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ