• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Школьное образование на языках национальных меньшинств в России: региональные особенности и динамика ситуации

ФИО студента: Зинюхина Екатерина Владимировна

Руководитель: Мерцалова Татьяна Анатольевна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Доказательная образовательная политика (Магистратура)

Год защиты: 2018

Работа посвящена вопросу изучения родного (нерусского) языка и обучению на родном (нерусском) языке в школах регионов России. Данная тема находится в фокусе исследований в последние годы ввиду неоднозначной ситуации с правовым регулированием языкового обучения на уровне республик РФ, а также фактами нарушений прав населения на выбор языка обучения. Однако вне поля зрения остаются остальные 41 регионов, в которых ведется обучение на языках народов России. Существующие количественные исследования либо описывают ситуацию в России в целом, либо отдельные кейсы регионов/муниципалитетов/школ. Неравномерность проработанности темы школьного обучения на языках народов, может являться причиной усложнения процесса принятия обоснованных политических решений, которое невозможно в условиях отсутствия доказательной базы в формате целостной сопоставимой картины распространения обучения на языках народов (с учетом демографического и нормативно-правового контекста). В данной работе мы исходим из того, что право изучать и сохранять родные языки есть у каждого гражданина Российской Федерации. В различных регионах страны оно реализуется по-разному и в различных объемах, в зависимости от особенностей территорий. Проводимый анализ нацелен на описание масштабов и особенностей организации языкового обучения в регионах, но не на формирование оценочных суждений относительно текущей ситуации с обеспечением доступа к образованию на нерусском языке. В ходе работы были выявлены преимущества языкового обучения для общества и государства, а также риски, возникающие при отсутствии такой возможности. На основе имеющихся данных, были выделены специфические региональные характеристики распределения обучающихся на родном языке в России. Результаты нашли применение в формате интерактивного продукта, позволяющего в доступном формате анализировать распространение отдельных языков в системе школьного образования, а также отслеживать и сравнивать кейсы организации обучения на языках народов в регионах.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ