• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тема ориентализма в русском фарфоре XVIII–XIX вв.

ФИО студента: Цыбизова Мария Николаевна

Руководитель: Нефедова Ольга Вадимовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История искусств (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2018

В данной работе изучаются ориенталистские мотивы, воспроизводимые в русском фарфоре XVIII-XIX веков. На материале коллекций фарфора из российских музеев рассматривается изменение декора декоративно-прикладного искусства в Российской империи, влияние на которое оказывало искусство Средней Азии, Турции и Северной Африки. Традиционно исследователями ориенталистские мотивы обобщаются в единую концепцию экзотики в русском искусстве. Цель исследования – определить источники появления мотивов ориентализма в русском фарфоре, проследив их развитие в живописи и орнаментации фарфоровых изделий, для того, чтобы понять, каким образом интерпретировались исследуемые мотивы на различных фарфоровых производствах в Российской империи. К тому же, данная работа способствует развитию нового взгляда на ориенталистские мотивы в фарфоровых изделиях, произведенных в Российской империи в XVIII-XIX веках. К задачам исследования относятся: изучение технических аспектов и методов работы с фарфоровой живописью и орнаментацией на различных российских фарфоровых заводах, государственных и частных; систематизация данных по распространению и развитию ориенталистских мотивов в русском фарфоре; анализ форм и декора фарфоровых предметов, попадающих под обозначенное выше определение «фарфор с мотивами ориентализма». Также, представляется важным обозначить еще одну исследовательскую задачу – создание единого каталога, содержащего изображения русского фарфора XVIII-XIX веков с ориенталистскими мотивами. Проведенный анализ темы ориентализма в русском фарфоре дает представление об особенностях эволюции данного глобального феномена декоративно-прикладного искусства на русской почве. Внутри ориенталистских сюжетов и мотивов в русском фарфоре были выявлены четыре главных темы: триумфальное туркьери; литературные сюжеты и портретная живопись по фарфору в «восточном» духе; экзотические сюжеты и орнаменты в фарфоровой пластике и посуде; и, наконец, предпосылки развития этнографической темы.

Текст работы (работа добавлена 14 мая 2018 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ