• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инсталляция на тему страхов, сайт и серия фанзинов - Phobio (Фобио)

ФИО студента: Ашукина Анастасия Витальевна

Руководитель: Якушев Иван Евгеньевич

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Дизайн (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2018

Кинематограф - наиболее яркое отражение культурных и социальных особенностей своего времени. Именно в кино можно проследить за тем как менялась психология людей разных поколений, их взгляды на те или иные проблемы. Темой человеческого страха интересовались режиссеры во все времена. Недаром жанры хоррор и триллер был и остается одним из самых популярных в мире. Поэтому для того чтобы ответить на вопрос: каков физический образ человеческого страха, - я обратилась к анализу именно фильмов ужасов. С развитием технологий, кинематограф сильно эволюционировал, появились спецэффекты, компьютерная графика, его возможности стали безграничны. Это особенно сильно отразилось на облике фильмов ужасов, ведь графика и спецэффекты стали практически главной составляющей жанра хоррор. Но как же тогда выглядели фильмы ужасов в далеких 20-60х, когда у режиссеров не было таких возможностей? С помощью каких средств создавались действительно страшные фильмы, без помощи компьютера и даже цвета? Образ «страшного» в кинематоргафе первой половины XX века был немного отличен от современного. Люди того времени воспринимали хорроры лишь через облик страшного главного героя - монстра. Задачей исследования было определить основные виды монстров в хоррорах 20-60х, проанализировать наиболее ярких и значимых из них. В своей книге «Формула Страха», Дмитрий Комм обращает внимание читателя на то, в чём основное сходство монстров в чёрно-белых хоррорах. Он говорит, что «монстр обязан быть эффектным, зловещим, но не совсем отвратительным и способным даже нравиться публике, его пластика и внешний вид должны поражать воображение зрителя – и буквально в легенды входит изощренный грим.» Наиболее яркими примерами являются роли известного актера 20-х годов Лона Чейни, сыгравшего таких персонажей как Призрак оперы («The Phantom of the Opera» 1925), Горбун («The Hunchback of Notre Dame»1923), Гипнотизер («London After Midnight» 1927). Чейни удалось достичь успеха и стать практически живой легендой фильмов ужасов 20х годов. Каждый из его героев запоминался зрителю именно благодаря жуткому гримму и костюму, особому характеру и мимике. Хорроры имеют свою «классику жанра»: картины, оказавшие влияние на все последующие фильмы ужасов, заложившие традиции жанра в целом. Это легендарная серия фильмов компании Universal - Dark Universe. Взяв за основу сюжета литературные произведения, с 30-х по 50-е года кинокомпания создает 6 серий фильмов про монстров: Дракулу, Франкенштейна, Мумию, Человек-невидимку, Человека-волка, Тварь из Черной лагуны. В хоррорах появились свои звезды, которые снимались исключительно в фильмах ужасов и стали практически монополистами в своем жанре. Среди таких актеров помимо Чейни были также Бела Лугоши и Борис Карлофф. Подробнее об их биографии и влиянии на жанр хоррора пишут в своей работе «Universal Horrors: The Studios Classic Films, 1931–46» Майкл Брунас. Лугоши сыграл таких знаковых персонажей как Дракула («Dracula» 1931), Зомби («White Zombie» 1932) и доктор Миракл («Murders in the Rue Morgue» 1932). Карлофф особенно запомнился по ролям Мумия («The Mummy» 1932) и Франкенштейн («Frankenstein» 1931). В 50х годах, в связи с мировой космической гонкой, началось повальное увлечение космосом. Люди начали задаваться вопросом, а есть ли жизнь на других планетах, помимо Земли? Этот интерес не мог не отразиться на кинематографе, о чем размышляет Том Вивер в своей книге «A sci-fi swarm and horror horde». В 50х в прокат выходит поразительное множество научно-фантастических фильмов, в частности, ужастиков. Том Вивер пишет о том, насколько разнообразны образы инопланетных расс в кинематографе: от человекоподобных марсианок, как например в фильме «Devil Girl from Mars» 1954, до поражающих воображение чудищ («It conquered the world» 1956). После выхода в кино в 1931 году фильма звукового фильма Доктор Джекилл и Мистер Хайд и появления в 1933 году первого фильма о Кинг Конге начался целая традиция фильмов ужасов о человеке-обезьяне. Такие фильмы как «The Monster and the Girl» (1941), «The Ape man» (1943), «Captive wild woman» (1943), «Master Minds» (1949), «The Neanderthal man» (1953) - лишь немногие из всего списка отснятых на эту тему кинолент. Появившаяся в 1954 году первая японская картина о Годзилле, ввела целую моду на фильмы о животных-гигантах и их столкновении с большим городом. Многочисленные динозавры, насекомые, осьминоги, тарантулы, кто только не крушил города в фильмах ужасов 50-60х. Одним из значимых режиссеров в жанре хоррор 50-60-х годов был Рождер Корман. Он известен в первую очередь по своим фильмам категории Б, то есть малобюджетным картинам. Его фильмы отличаются неординарным сюжетом, и страшными, но порой немного комичными персонажами. В своей статье «10 Ways B-Movie Master Roger Corman Changed Filmmaking» Эрик Стьюер говорит о том, насколько велик вклад Кормана в мировой кинематограф. Работы этого режиссера - это яркий пример того, как малыми средствами можно достичь успеха фильма, пусть и в таком сложном жанре как хоррор. Таким образом, проанализировав самые репрезентативные фильмы ужасов 20-60х, можно сделать вывод о том, что именно в эти годы были созданы ключевые герои-монстры, заложены традиции и направления жанра хоррор.

Текст работы (работа добавлена 14 мая 2018 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ