• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности японской театральной гравюры укие-э XVII-XIX вв.

ФИО студента: Чернышова Валерия Яковлевна

Руководитель: Алферова Наталья Васильевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Востоковедение (Бакалавриат)

Год защиты: 2018

Японская театральная гравюра является результатом уникального взаимодействия гравюры укиё-э и театра кабуки. Несмотря на многочисленные работы о японской театральной гравюре, большая часть которых посвящена творчеству отдельных мастеров гравюры, существует не так много работ, исследующих комплексное развитие театральной гравюры. В данной работе предпринята попытка исследовать художественные особенности японской театральной гравюры укиё-э XVII-XIX веков. Для этого исследован социально-политически аспект формирования японской городской культуры на примере города Эдо, выявлены формы взаимосвязи театра кабуки и гравюры укиё-э и изучен вклад школ Тории, Кацукава и Утагава в развитие театральной гравюры Японии периода Токугава. Для этого проанализированы работы отечественных и зарубежных историков и искусствоведов, специализирующихся на Японии периода Токугава, а также театральные гравюр представителей указанных школ. В основу работы положен методологический принцип, заключающийся в комплексном подходе к изучению истории формирования и развития в XVII – XIX веках театральной гравюры укиё-э. В данной работе исследован процесс развития театральной гравюры укиё-э на фоне специфической культурной ситуации в Японии периода Токугава и её развития. В ходе данного исследования выявлен вклада мастеров отобранных школ в формирование и развитие театральной гравюры укиё-э. Мастера школы Тории, стоявшие у истоков классической японской гравюры укиё-э и тесно связанные с театром кабуки, сформировали каноничный историко-героический образ арагото. Следовавшие за ними художники династии Кацукава стали стремиться к передаче портретного сходства и внутренних тонкостей сценического искусства. Представители последней крупной школы классической японской гравюры Утагава от характерности работ Кацукава вернулись к темам ранних Тории, однако художники Утагава уже не видели, а, следовательно, не могли и отобразить уникальный смысл образов ранней театральной гравюры.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ