• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурное соучастие сообществ русского фандаба

ФИО студента: Вивич Елена -

Руководитель: Степанов Борис Евгеньевич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурология (Бакалавриат)

Год защиты: 2018

Работа посвящена исследованию явления культурного соучастия на примере русского фандаб-сообщества. Концепт соучастия был введен Генри Дженкинсом в работе «Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture». Эта книга, вместе с работами Камиль Бэкон-Смит «Enterprising women» и Джона Фиске «The Cultural Economy of Fandom» дала начало направлению fan studies, в рамках которого изучаются фанатские культуры. «Соучастие» фанатов в производстве культуры подразумевает, что ими заимствуется продукт коммерческой компании и творчески перерабатывается с сопутствующим расширением области смыслов. Считается, что фанатские сообщества представляют из себя «активные аудитории», которые разрушают вертикальную иерархию производителя и потребителя. Объект исследования данной работы – русское сообщество, занимающееся переводами и озвучкой иностранных песен. Оно формируется из нескольких фандомов: это аниме-фандом, фандомы японского синтезатора Vocaloid, видеоигр, западных мультфильмов, и корейских поп-групп. Фандаб-сообщество достаточно многочисленно, в него входят от 50 000 до 100 000 членов, возрастом от 12 до 40 лет. Интерес представляют сложная организация сообщества, высокая степень разделения труда внутри него, а также взаимодействие сообщества с коммерческими структурами. В работе проанализированы методы реализации соучастия фандаб-сообществом, а также эффекты, провоцируемые ими. Этнографическое описание фандаб-сообщества позволяет обратиться к узловым темам современного дискурса о «соучастии» с помощью анализа форм, которые оно принимает сегодня. В работе дано описание развития сообщества и трансформаций производимого им продукта. Проанализированы производственные отношения и экономические стратегии внутри сообщества, а также взаимодействие с внешними коммерческими структурами. Также дано описание характерных для сообщества стратегий самоидентификации, как отдельных членов, так и групп, что важно в контексте вопроса об идентичности фаната.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ