• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль архитектурных мотивов в станковом творчестве В.Д. Поленова

ФИО студента: Манучарова Дарья Александровна

Руководитель: Юденкова Татьяна Витальевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Год защиты: 2018

Архитектурные мотивы в живописных и графических произведениях В.Д. Поленова, ставшие предметом исследования настоящей магистерской диссертации, позволяют наиболее точно определить их роль в создании художником единого образного решения в его картинах, рисунках и театральных декорациях, а также выявить их значение как источника для архитектурного творчества мастера. Архитектурные мотивы – важная составляющая станковых произведений Поленова, тем не менее, проблема их интерпретации в произведениях Поленова никогда не становилась темой специального изучения. В ходе данной работы с помощью биографического метода были внимательно изучены все этапы творческого пути Поленова и проанализированы факторы, оказавшие влияние на сложение индивидуальной манеры художника, в том числе знакомство с различными явлениями европейского искусства. Применение формально-стилистического и сравнительного анализа позволило рассмотреть особенности восприятия художником древнерусского зодчества и развитие усадебной темы в его творчестве, исследовать этюды, созданные во время первого (1881–1882) и второго (1899) путешествий художника на Восток в контексте развития ориентализма в русской живописи, проанализировать роль архитектурных мотивов в картинах цикла художника «Из жизни Христа» (1890–1900-е) в сопоставлении с произведениями на евангельскую тему русских художников второй половины XIX – начала XX века. Отдельная глава посвящена разработке архитектурных мотивов в театрально-декорационных работах Поленова. Благодаря внимательному изучению произведений мастера с архитектурными мотивами удалось выявить взаимосвязи между станковыми работами художника и его архитектурными проектами, и доказать, что именно в произведениях с изображением архитектуры наиболее отчетливо прослеживается стилистическая эволюция творчества Поленова: от следования академическим канонам в ранних рисунках и картинах, развития реалистических принципов в искусстве к предвосхищению стиля модерн.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ