• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Храмовое зодчество Торопца и Осташкова конца XVII— второй половины XVIII века: эволюция форм и региональные особенности

ФИО студента: Енгалычева Ирина Игоревна

Руководитель: Масиель Санчес Лев Карлосович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2018

В исследовании рассматриваются региональные особенности храмового зодчества Торопца и Осташкова конца XVII-XVIII вв. Термины «торопецкое» и «осташковское» барокко стали устойчивыми, однако, сходства и различия двух школ, их генезис и стилистическое развитие в контексте столичного зодчества ранее не анализировались подробно. Фотофиксация памятников и составление паспортов в последний раз проводились в 1970-е—1980-е годы. Работа содержит фотографии автора с современным состоянием памятников, историографию изучения архитектуры Верхневолжского региона и дополненный перечень памятников с уточненными датировками. Предметом исследования являются региональные особенности архитектуры Торопца и Осташкова конца XVII-XVIII вв. Объект исследования — памятники храмового зодчества Торопца, Осташкова и окрестностей, построенные в период с 1660-х по 1810-е гг. Цель работы — выявить декоративные и композиционные особенности архитектуры Торопца и Осташкова рассматриваемого периода и определить их генезис с помощью методов стилистического и контекстуального анализа. В результате исследования нами сделаны выводы о том, что сложившееся разделение «торопецкого» и «осташковского» барокко на отдельные школы неверно. Именно Торопец был центром формирования новых архитектурных форм — и лишь затем они распространялись в соседних регионах. Под влияние торопецкой архитектурной школы попали Торопецкий, Андреапольский, Осташковский, Селижаровский и Кувшиновский районы Тверской области. Генезис «торопецкого» барокко мы видим в особом преломлении форм растреллиевского барокко. Плоскостная трактовка декоративного убранства при копировании общих очертаний, вероятно, говорит в пользу версии о воспроизведении их в камне с «бумажных» образцов — графических работ Растрелли.

Текст работы (работа добавлена 20 мая 2018 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ