• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоаналитический подход к изучению социальных процессов

ФИО студента: Смирнова Елизавета Валерьевна

Руководитель: Чибис Виталина Олеговна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2018

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме синтеза двух областей знания – психоанализа и социальной теории. Целью исследования является обосновать применимость психоаналитической теории для анализа социальных процессов, а также рассмотреть возможности и перспективы такого применения. В исследовании показано, что психоанализ как научный метод близок к актуальным тенденциям современного гуманитарного знания (семиотический подход, гетероглоссия, структурализм) своим интересом к языковым реалиям, стремлением решать проблемы на основе языкового анализа. Он не до конца соответствует всем классическим критериям научного знания. Однако большинство современных исследователей сходятся в мнении, что сами эти критерии нуждаются в пересмотре. Одной из целей исследования является проследить историю применения психоаналитического метода социальными теоретиками. В основном, связь социального знания и теории Фрейда освещалась в работах нео-марксистов (например, Л. Альтюссер) и франкфуртской школы (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др.). Также он был признан такими крупными социальными исследователями, как Т. Парсонс, П. Бурдье, З. Бауман и другими. Также в данной работе проведены аналогии между подходами психоанализа и социальной теории к изучению индивида, групповых процессов и различного рода социальных метанарративов. Концептуальный аппарат психоанализа имеет точки пересечения с аппаратом социальной теории. Отдельное внимание в исследовании уделено возможностям психоаналитического подхода при анализе идеологии и различного рода социальных верований. Кроме того, в работе приведен анализ материалов интервью на тему евреев, данных жителями Германии после Второй мировой войны и опубликованных в книге «Исследования авторитарного характера» Т. Адорно. Продемонстрировано, что для анализа данных воззрений может быть применена концепция шизоидно-параноидной и депрессивной позиций М. Кляйн, а также теория психотического ядра В. Биона.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ