• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффект самоотбора в опросах слушателей массовых открытых онлайн-курсов

ФИО студента: Вилкова Ксения Александровна

Руководитель: Малошонок Наталья Геннадьевна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Измерения в психологии и образовании (Магистратура)

Год защиты: 2018

Массовые открытые онлайн–курсы (МООК) позволяют собирать уникальную информацию о пользователях – они охватывают очень большое число людей и дают ресурсы для проведения исследований, аналогов которым до создания МООК практически не было. Данные МООК можно разделить на две группы: данные опросов и данные платформы. Если данные платформы собираются автоматически и содержат информацию о всех слушателях МООК, то опросные данные ограничены только теми пользователями, которые заполнили анкету. Несмотря на это, данные опросов используются в большом числе работ, посвященных изучению МООК. Однако зачастую исследователи получают противоречивые выводы. Различия в результатах могут быть связаны с проблемами качества данных и наличием неконтролируемых смещений, например, эффектом самоотбора. Используя 26 МООК Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», размещенных на Национальной платформе открытого образования, в данной работе было доказано, что опросные данные не репрезентируют генеральную совокупность пользователей курсов. В частности, респонденты в отличие от не–респондентов имели более высокие академические достижения. Более того, в опросах чаще принимали участие женщины, слушатели с более высоким уровнем образования, а также более старшего возраста. Полученные результаты свидетельствуют о наличии эффекта самоотбора в опросах слушателей МООК, следовательно, под вопросом валидность выводов, сделанных на основе данных анкетирования. Для дальнейшего применения опросных данных МООК рекомендуется использовать процедуру ремонта выборочной совокупности. В рамках данного исследования было показано, что наиболее оптимальным вариантом является применение весового коэффициента, сочетающего в себе поведенческие и социально–демографические характеристики слушателей МООК.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ