• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лингвистическая относительность: эффекты смещения визуального поля при номинации и запоминании цветов

ФИО студента: Розенберг Анастасия Юрьевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию (Магистратура)

Год защиты: 2018

Недавние психолингвистические исследования установили влияние лингвистических зон, расположенных в левом мозговом полушарии, на процесс различения цветов, демонстрируя преимущество правого визуального поля в выполнении задания различение цветов. Данные открытия частично подтверждают теорию лингвистической относительности с точки зрения функциональной организации мозга (например, Siok et al., 2009). Однако, несмотря на то, что исследования в данной сфере подчеркивают вовлеченность эффектов лингвистической относительности в процесс категориального восприятия, вопросы об их природе и действии все еще остаются открытыми. Мы провели исследование на базе нескольких поведенческих экспериментов, чтобы выяснить: 1) если лингвистические эффекты действительно вовлечены в процесс различения или узнавания и вспоминания цветов, влияют ли они на скорость и точность выполнения заданий, 2) и происходит ли латерализация эффектов. Мы сравнили два типа заданий с разной степенью вовлеченности лингвистической информации. Для контроля латерализации лингвистических эффектов мы адаптировали метод использования лингвистической доступности цветовых терминов. Это позволило нам создать задание с высокой информационной нагрузкой, включающее в себя запоминание большого ряда цветов. В качестве испытуемых мы задействовали русскоговорящих монолингвов, чтобы исключить искажение собранных данных. Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу и предоставили дополнительное доказательство вовлеченности эффектов лингвистической относительности в процесс различения цветов и их влияния на скорость и точность процесса, которое проявляется сильнее в правом визуальном полуполе.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ