• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оперный спектакль в системе современной медиакультуры: функции, значения, связи

ФИО студента: Молодцова Ольга Сергеевна

Руководитель: Васильева Виктория Олеговна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Визуальная культура (Магистратура)

Год защиты: 2018

Основная задача, которую мы ставили перед собой, приступая к написанию диссертации, заключалась в том, чтобы на материале культурных феноменов, возникающих в результате конвергенции оперного спектакля и медиатехнологий – немых фильмов по мотивам оперы, кинооперы, фильмов-опер, телеопер и оперы в HD кинотеатрах проанализировать взаимовлияние оперного спектакля и современной системы медиакультуры. В результате исследования был сделан вывод, что конвергенция оперы и медиатехнологий способствует обогащению художественного языка музыкального и киноискусства, «облагораживанию» технологий и распространению классического искусства в высокотехнологичной среде. Мы попытались показать, что процесс медиатизации классического искусства – неизбежен и не всегда приводит к критическому снижению качества итоговой культурной продукции. Нами был приведен краткий экскурс в историю оперы, рассмотрены традиционные и современные взгляды на «иерархию искусств», сочетающихся в оперном спектакле и проанализированы основные этапы изобретения и массового распространения технических средств, пригодных для записи и воспроизведения звука и движущегося изображения. В диссертации нами были проанализированы эффекты использования медиатехнологий в оперном спектакле в качестве нового художественного средства, исследована динамика подходов к организации визуальной сферы оперного спектакля от «оперы художника» до современных постановок, выполнением декораций к которым занимаются студии видео-дизайна. В работе приводится обзор некоторых, на наш взгляд, удачных примеров постановок оперных спектаклей с применением электронных декораций с мультимедиа экранами, 3-d моделированием и видео-комментариями. По итогам написания данной диссертации нами был сделан вывод, что художественная культура способна довольно быстро адаптироваться к появлению новых технологий, и задача создателей оперного спектакля сегодня состоит в творческом освоении современных мультимедийных средств и применении их в своей работе.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ