• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискурс-анализ феминитивов (на материале франкоязычных СМИ)

ФИО студента: Милова Юлия Алексеевна

Руководитель: Гронская Наталья Эдуардовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Политическая лингвистика (Магистратура)

Год защиты: 2018

В языке закодированы социальные схемы, он отражает реальность, в которой мы живём, в том числе отражает положение женщин в обществе, отношение к ним. Феминистская критика языка (феминистская лингвистика) - направление в языкознании, её главная цель состоит в критике и преодолении отраженного в языке мужского доминирования в общественной и культурной жизни. Актуальность работы заключается в освещении положения феминитивов и, следовательно, женщины в дискурсе франкоязычных СМИ на сегодняшний день. Изучение же и критический анализ дискурса медиа позволяют рассматривать феминитивы на более крупном уровне языка – дискурсивном. Целью работы является проведение критического дискурсивного анализа наиболее употребимых вариантов феминитивов на материалах франкоязычных СМИ. В работе мы использовали метод критического дискурс-анализа Тёна ван Дейка. В исследовании нам было необходимо выяснить, присутствует ли в какой-либо степени идеология сексизма в дискурсе современных франкоязычных медиа (на примере новостного портала “ Le Monde ”), в статьях с использованием феминитивов, призванных обозначать женщин в языке, и какие структуры, стратегии и другие атрибуты текста выражают эту идеологию. В ходе работы мы выяснили, что идеологизированные тексты в качестве тем имеют женщин в «престижных» или «мужских» профессиях с точки зрения патриархального уклада. Тексты о женщинах с более «женскими» профессиями не содержат идеологической поляризации in-групп и out-групп, они также не содержат эксплицитно или имплицитно выраженной идеологии сексизма. Наличие в языке феминитивов не говорит об отсутствии в обществе сексизма. В современных текстах франкоязычных статей скорее присутствуют стратегии смягчения и сокрытия доминирования, чем его поддержки, оправдания, отрицания или игнорирования. В ходе исследования нам попадались стратегии имплицитной поддержки статуса-кво, попытки скрыть или смягчить его, что так же является способом воспроизводства доминирования.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ