• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Парадоксы геометрии в романе А. Белого "Петербург"

ФИО студента: Хамитов Марсель Рустэмович

Руководитель: Свердлов Михаил Игоревич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Филология (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2018

Дипломная работа посвящена одному из важнейших романов русского модернизма – «Петербургу» (1913) Андрея Белого. В фокусе исследования геометрическая тема, которая задает центральные мотивы романа (выступающих, вместо фабулы, опорой сложной символистской структуры) и на разных уровнях отражает его магистральный сюжет. Во Введении подробно объясняется специальный интерес Белого начала 1910-х гг. к математике и его разграничение двух «видов» геометрии – ложной («аримановой»), исходящей из кантовских «разумоцентричных» категорий и искажающей органический мир, и истинной, воплощающей антропософские представления о многомерном пространстве и прямой благотворной связи человека и астрального космоса. «Петербург», задуманный в трилогии «Восток и Запад» как олицетворение «дурного Запада», реализует первую геометрическую модель. Соответственно заложенной самим Белым дуальности романного пространства («физическое» и «ментальное») работа композиционно делится на две части. В первой главе рассматривается физический уровень, представленный, за исключением эпилога, городским топосом. Подробно анализируется связь романа с Петербургским текстом и воплощение в нем «дьявольской геометрии» на пространственном уровне. Во второй главе исследуется ментальный уровень «Петербурга» (согласно комментариям автора, первичный в романной вселенной), где также воплощается «ариманова» геометрия в болезненных, «искаженных» сознаниях героев. Магистральный сюжет «Петербурга» на обоих уровнях реализуется в форме парадокса: в мнимой борьбе хаоса и геометрии последняя сама оказывается источником дьявольской энергии, стремящейся уничтожить мир – что символически происходит в финале. Поиск альтернативного пути (и другой, органической, геометрии), намеченный в эпилоге, не мог воплотиться в «отрицательной» программе «Петербурга» и будет разработан, с учетом штейнеровского учения, в позднейших текстах Белого – прежде всего в «Котике Летаеве».

Текст работы (работа добавлена 4 июня 2018 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ