• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка несоответствия между когнитивными навыками и требованиями работодателей в мировой практике: вызовы для высшего образования

ФИО студента: Мальцева Вера Андреевна

Руководитель: Дудырев Федор Феликсович

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление в высшем образовании (Магистратура)

Год защиты: 2019

Магистерская диссертация посвящена проблеме оценки несоответствия между когнитивными навыками и требованиями работодателей с точки зрения возможного применения вузами ее результатов. Выявлены различные формы и типы несоответствий когнитивных навыков спросу работодателей в рамках общей проблемы skill mismatch в зависимости от качества разрыва и субъекта его фиксации. Типологизированы способы оценки разрыва в когнитивных навыках в ключевых межстрановых и национальных исследованиях. Выделены три способа в зависимости от типа данных о спросе и предложении навыков: косвенный, прямой объективный, прямой субъективный. Установлено, что в межстрановых исследованиях преобладает косвенный способ оценки разрыва (проект ОЭСР Skills for Job), а также смешанный вариант (проекты PIAAC и STEP), тогда как в национальных исследованиях преобладает прямой субъективный подход – опросы работодателей и (или) соискателей (Европейский союз, Россия) и только в США реализуется прямая объективная оценка разрыва по отдельным когнитивным навыкам в национальном масштабе. Выявлено, что оценка несоответствия навыков в зависимости от способа в рассмотренных исследованиях показывает значительный разброс в результатах как по масштабу, так и качеству разрыва (в США, ЕС и России). Проведена апробация прямой оценки разрыва по двум базовым когнитивным навыкам, необходимым в профессиональной деятельности, по методике проекта ACT WorkKeys на примере студентов направления “Экономика”. Выявлено наличие разрыва по обоим навыкам и запрос студентов на развитие когнитивных навыков в вузе. Сформулированы предложения о наиболее операциональной информации о стыковке спроса и предложения когнитивных навыков для вузов. Первый блок включает информацию текущем и прогнозном спросе работодателей на навыки, получаемую косвенным и субъективным способом (частично реализовано в России), второй – результаты прямой оценки разрыва. Ключевые слова: несоответствие навыков, когнитивные навыки, требования работодателей, вузы.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ