• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Личностные ресурсы и выгорание: результаты исследования библиотекарей Московской области

ФИО студента: Колачев Никита Игоревич

Руководитель: Осин Евгений Николаевич

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Измерения в психологии и образовании (Магистратура)

Год защиты: 2019

Цель. В предлагаемой работе целью исследования стало изучение уровня профессионального выгорания и его взаимосвязь с личностными ресурсами на примере библиотекарей Московской области. Метод. Выборка включала 504-х респондентов в возрасте от 17 до 72 лет. Подавляющее большинство участников исследования – женщины (96%). Для измерения выгорания была использована модель, предложенная В. Шауфели и Ш. Дезарт. Основными конструктами для личностных ресурсов выступили оптимизм, жизнестойкость и самоэффективность. В качестве основного метода анализа использовалась многоуровневая регрессия, которая является наиболее оптимальной при анализе сгруппированных данных, с тем чтобы не происходила переоценка вклада каких-либо переменных. В качестве предварительного анализа была проведена валидизация измерительной модели выгорания с помощью конфирматорного факторного анализа (с факторами первого и второго порядка). Результаты. Было показано, что уровень выгорания у испытуемых достаточно низкий, личностные ресурсы связаны с выгоранием тесно и отрицательно (rs = -.64, p < .01). Эффект личностных ресурсов различается в среднем по библиотекам ( = -.08, 95% CI [-.04;-0.12]), но одинаков у работников сельских и городских библиотек ( = .03, 95% CI [-.15;0.21]). Помимо личностных ресурсов, значимым предиктором уровня выгорания выступил возраст ( = -.10, 95% CI [-.18;-0.02]), при этом стаж работы оказался незначим. Выводы. Впервые было показано, что эффект личностных ресурсов изменяется по группам: чем выше отклонение по уровню выгорания, тем ниже вклад личностных ресурсов. В заключение обсуждаются результаты этой работы с ранее проведенными исследованиями, а также говорится о возможности профессионального развития библиотекарей с учетом психологического состояния.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ