• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гендерные различия в академической успеваемости и установках учащихся в сфере STEM

ФИО студента: Сакулина Дарья Дмитриевна

Руководитель: Тенишева Ксения Алексеевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Тема гендерного дисбаланса в точных науках (STEM) набирает популярность в последнее время. Она связана с проблемами достижения гендерного паритета в профильных учебных заведениях и на рынке труда в высокотехнологичных отраслях. На данный момент эта тема мало изучена в российском контексте. Интересно посмотреть на факторы, связанные с гендерным дисбалансом в области STEM. Его первые проявления можно зафиксировать уже в процессе получения школьного образования: сравнить гендерный разрыв в успеваемости по предметам STEM и узнать, какие факторы могут быть связаны с успеваемостью и установками учащихся. Цель данной работы понять, определяет ли социально-экономический контекст класса и поселения различия в успеваемости и мотивации мальчиков и девочек по предметам STEM. Основная гипотеза заключается в том, что, несмотря на равенство когнитивных способностей, мальчики по сравнению с девочками чувствуют себя уверенней в математике, что отражается на их академической самооценке и учебных достижениях. При этом ожидается увеличение разрыва в достижениях по предметам STEM в пользу мальчиков в контексте более высоких социально-экономических условий. К ним относятся социально-профессиональный уровень родителей, СЭС класса и поселения, в котором расположена школа. Был проведен вторичный анализ баз данных НУЛ СОН. В выборку вошли учащиеся 6-9 классов школ Калужской области. В результатах представлены 5 одноуровневых и 3 двухуровневые регрессии. Гипотезы взаимосвязи оценок с установками подтвердились. Эффект контекста от СЭС класса и поселения был обнаружен для гендерного разрыва в академических установках, но не для разрыва в оценках STEM.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ