• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка опросника родительских образовательных ценностей на примере семейного образования в России

ФИО студента: Рябова Алина Владимировна

Руководитель: Антипкина Инна Вениаминовна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Измерения в психологии и образовании (Магистратура)

Год защиты: 2019

Работа представляет пилотное исследование, цель которого разработать прототип опросника, предназначенный для сбора данных о ценностях образования для родителей, который можно будет использовать на респондентах с детьми, обучающихся, как в школах, лицеях, гимназиях и т.п., так и в любом альтернативном формате. Исследование является вторым этапом научно-исследовательской работы, проведённой в 2017-2018 г.г., которая представляла качественное разведывательное исследование родительских ожиданий с фокусом на родителях, выбравших для своих детей СО. Фокус второго этапа направлен на сравнительный анализ родителей с детьми, обучающимися в школе, и, с детьми, находящимися на семейном обучении. Под семейным обучением (СО) подразумевается получение образования в любой форме, но на не институциональном уровне и без обязательного следования государственным образовательным стандартам и программам учебных планов (New World Encyclopedia, 2015). В работе проанализированы теоретические и эмпирические работы исследователей по таким вопросам, как ключевые параметры СО – родители и мотивация выбора/перехода на СО, образовательные результаты детей на СО, сравнение обучения на СО с обучением в институциональных учебных заведениях, исследования ожиданий и ценностей родителей, связанных с образованием детей, родительская вовлеченность в обучение детей. Эмпирическая часть представляет пилотную апробацию опросника из 51 вопроса, проведенного на выборке из 42 человек, разделённых на две примерно равные группы по форму обучения детей – 22 респондента с детьми, обучающимися в школе, 20 – на семейном обучении. Разрабатываемый прототип опросника образовательных ценностей родителей успешно прошёл первый этап апробации. Были получены свидетельства высокой надёжности измерений, проверена размерность заложенного в методику конструкта, проведены проверка значимости различий между подгруппами респондентов по форме обучения детей и кластерный анализ. В выводах были также очерчены границы исследования этого года и сформулированы предложения для будущих исследователей. Ключевые понятия: семейное обучение, родительские ожидания, родительские образовательные ценности, опросник.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ