• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Валидизация шкалы учебной мотивации для начальной школы

ФИО студента: Пармаксиз Леонид Викторович

Руководитель: Канонир Татьяна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Измерения в психологии и образовании (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2019

В работе рассматриваются доказательства валидности и психометрические характеристики шкалы учебной мотивации для начальной школы, версий для оценки мотивации к математике и чтению. Данная шкала создана в рамках теории самодетерминации, которая имеет широкое применение в контексте образования и является адаптацией иноязычного инструмента. Это позволяет сравнить результаты проверки гипотез, использованных для валидизации, оригинальной шкалы с результатами адаптированной шкалы. В теоретической части работа кратко описывает пространство теорий мотивации, используемых в образовательном контексте. Также кратко описываются подходы к валидизации и адаптации тестов. Эмпирическая часть исследования основывается на данных использования опросника среди 1286 учащихся начальной школы возрастом в Казани и 1687 учащихся в Москве, в 2016 году. Эксплораторный факторный анализ показал наличие только 2-х факторов в обеих версиях теста, однако обследование нескольких альтернативных многомерных моделей, сформулированных в соответствии с теорией, показало, что 3-х факторная модель наиболее близка данным. Оригинальная гипотеза о симплексноподобном распределении корреляций подтвердилась для версии инструмента оценки мотивации к чтению и не подтвердилась для математической версии инструмента. Обследование психометрических характеристик подшкал, показало, что подшкалы инструментальной мотивации обеих версий имеют неудовлетворительные значения, вследствие чего они были исключены из последующего анализа. Обследование теста на дифференцирующее функционирование заданий показало отсутствие заданий, функционирующих искаженно в связи с характеристикам пола и принадлежности региону, для обеих версий инструмента. Результатом работы являются найденные свидетельства валидности использования подшкал внутренней и внешней мотивации русской версии Шкалы учебной мотивации для начальной школы, в рамках измерения мотивации в теории самодетерминации. При этом остается необходимость доработки шкалы инструментальной мотивации. Проблемное функционирование этой шкалы мотивации может быть объяснено эффектом социальной желательности. Ответом на эту проблему может послужить смена формулировок вопросов, изменения в операционализации или альтернативные методы конструирования заданий.

Текст работы (работа добавлена 7 июня 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ