• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Распознавание и анализ эмоций в человеческой речи на основе аудиозаписей

ФИО студента: Ковалева Юлия Дмитриевна

Кампус/факультет: Факультет компьютерных наук

Программа: Финансовые технологии и анализ данных (Магистратура)

Год защиты: 2019

Одной из задач в области искусственного интеллекта является задача распознавания эмоционального состояния. Модели машинного обучения достигли высоких результатов на смоделированных базах данных. Однако в настоящий момент работ, посвященных прикладному применению моделей, анализирующих эмоции на основе аудиозаписей, практически нет. В связи с этим была поставлена задача: Исследование методов построения признаковых пространств для аудиоданных речи при решении прикладных задач, основанных на анализе психо-эмоциональной окраски речи и апробация методов на прикладной задаче оценки благонадежности заемщиков по аудиозаписям телефонных разговоров. В работе были рассмотрены основные проблемы задачи оценки эмоций на основе аудиозаписей. Произведено исследование методов построения признаковых пространств, на основе которого были выбран набор признаков для дальнейшего использования. Далее были построены 2 модели классификации эмоций: SVM и CNN на двух разных базах данных. В результате были сделаны выводы о хорошей дискриминирующей способности полученных признаков. Далее разработанная методика была применена к данным телефонных разговоров клиентов банка. На основе признаков, вычисленных по аудиозаписям, была построена модель классификации XGBoost для оценки благонадежности заемщиков. По результатам работы можно сделать однозначный вывод о практической применимости анализа эмоционального состояния клиентов банка. Признаки, полученные на основе аудиозаписей разговоров клиентов, имеют высокую дискриминирующую способность и могут быть использованы в процессе принятия решения о выдаче кредита. Корреляция с существующими в банке источниками данных о клиенте минимальна. Это может свидетельствовать о том, что информация, полученная на основе речи, представляет неиспользуемую банком область знаний о клиенте.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ