• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теоретико-методологический подход к изучению социальной организации времени в контексте социальных неравенств

ФИО студента: Лепихова Елизавета Ильинична

Руководитель: Николаев Владимир Геннадьевич

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

В данной работе рассматриваются различные подходы к анализу социального времени для создания новой методологии его измерения в постиндустриальном обществе в контексте социальных неравенств. В первую очередь, принимаются во внимание спорные моменты касательно концептуализации времени, в частности социального времени, в ряде философских, физических и социологических подходов. Представленный обзор литературы направлен на построение метатеории, которая опирается на идеи Д.Мида (1932), Б.Адам (1990), П.Бергера и Т.Лукмана (1991), Н.Элиаса (2007) и Н.Лумана (2009). Во- вторых, предлагается количественная методология измерения социального времени и его организации. Утверждения в разработанной батарее вопросов об организации социального времени следуют логике разработанной метатеории. Шкалы батареи вопросов разделены на три основных блока: индивидуальная организация социального времени, потенциальные факторы, влияющие на него как на проявление восприятия социальности в терминах Д.Мида (то есть, на взаимодействие Я с внешней средой) и шкалы, имеющие промежуточное положение по отношению к двум вышеперечисленным блокам,-от биологических свойств до примата развития технологий, предполагающего макдональдизацию. В данной работе будут также рассмотрены социальные неравенства, опосредованные организацией времени различных социальных групп. Предполагается, что отношение с социальным временем и различные методы его социальной организации различаются в зависимости от принадлежности человека к социальной группе в разрезе членства и идентичности.(в качестве разграничительных показателей рассматриваются, например, такие, как семейное положение, возраст, уровень материального обеспечения и т.д.). Отсюда подразумевается связь между уровнем интериоризации идеологии социал-дарвинизма, как проявлением двухсторонних стереотипов в отношении социальных групп (Е.Лепихова и др .2016) и принципами соблюдения расписания (Э.Зерубавель 1985). Несмотря на то, что в данной работе не будет осуществлено эмпирическое исследование с использованием разработанной методологии, изучение социального времени и его организации в контексте социального неравенства может быть полезным для будущих социологических исследований, в частности в разделах социологии, посвященных анализу времени и социальных неравенств.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ