• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние вербализации решения задач на перенос решений у взрослых и детей младшего школьного возраста

ФИО студента: Судоргина Юлия Владимировна

Руководитель: Котов Алексей Александрович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Данная работа изучает эффект вербализации в скорости решения аналогичных индуктивных задач у взрослых и детей в возрасте 8-9 лет. Исследования демонстрируют, что словесное описание индуктивных задач уменьшает время решения аналогичных задач у взрослых испытуемых. Эксперимент 1 был проведен с целью найти похожий эффект у детей в возрасте 8 - 9 лет. В эксперименте дети (N = 32, M = 8.25) находили правила деления групп изображений с геометрическими фигурами на основе одного признака. При этом часть испытуемых произносила правила решения задач вслух, а другая выполняла задание без вербализации. Затем дети решали аналогичные задачи, которые имели тот же принцип решения. Результаты Эксперимента 1 показали, что у детей младшего школьного возраста такой эффект вербализации отсутствует. В Эксперименте 2 изучались особенности формулировки индуктивных задач и их возможное влияние на скорость решения аналогичных задач. Взрослым испытуемым (N = 50, M = 19.4) и детям (N = 44, M = 8.27) предъявлялось несколько задач, как в Эксперименте 1, но теперь они сопровождались правилами, которые нужно было отнести к соответствующей группе. Испытуемые в условии с геометрическими названиями видели описание правил, сформулированные в геометрических терминах, а в условии с конкретными названиями - сформулированные в образных терминах. Во второй части эксперимента испытуемые решали аналогичные задачи, которые были созданы на основе правил с первого этапа эксперимента. Результаты показали, что взрослым испытуемым конкретная формулировка правила помогает быстрее решать аналогичные задачи, в то время как у детей разницы между скоростью решения аналогичных задач в условиях с геометрической и конкретной формулировками не было. Результаты двух экспериментальных исследований говорят об изменяющейся с возрастом роли вербализации и вербальных знаков в скорости распознавания ранее найденного правила в новой задаче с аналогичным принципом решения.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ