• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффекты фрейминга в потребительских предпочтениях

ФИО студента: Гукайло Дмитрий Борисович

Руководитель: Белянин Алексей Владимирович

Кампус/факультет: Международный институт экономики и финансов

Программа: Программа двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

На потребителя, который сталкивается с любым выбором, оказывает влияние контекст, условия, в которых этот выбор совершается. То, как набор альтернатив представлен, может повлиять на выбор человека, даже если набор неизменен. Создание этого контекста, архитектуры набора и называют фреймингом. Эффект фрейминга (то есть изменение потребительских предпочтений) может достигаться множеством различных способов. Одним из таких способов может быть введение альтернативы-ловушки (decoy), единственное предназначение которой – изменить потребительские предпочтения в отношении других альтернатив. В этой работе я исследую возможность использования знаний о когнитивных искажениях человека для улучшения финансовых показателей компании. В частности, я проверяю эффективность фрейминга потребительских предпочтений на примере фантомных ловушек (phantom decoy, Pettibone & Wedell, 2000). Исследование основано на полевых экспериментах, проводимых в московском заведении общественного питания. Классическая экономическая теория предполагает, что человек рационален. В конце двадцатого века появились первые исследования, направленные на изучение когнитивных искажений: систематических отклонений в человеческом поведении. Проблема вызвала большой интерес у исследователей и к настоящему моменту изучены десятки “ошибок” мышления. Сегодня эта область научного знания является востребованной и нашла применение в множестве различных областей. Архитекторы выбора – люди, формирующие контекст, в котором принимаются решения, будь то ответственный за школьное питание, разрабатывающий меню или врач, ознакамливающий пациента с возможными вариантами лечения, – научились применять эти искажения и активно используют их в собственных интересах. С особым интересом к этой теме относятся владельцы бизнесов: умело применяя эти знания на практике, возможно значительно улучшить результаты деятельности компании. Сравнительно новой темой в области когнитивных искажений стали так называемые ловушки (Huber & Puto, 1982), эффект которых до сих пор полностью не изучен. Появляясь в наборе альтернатив, из которых выбирает человек, ловушка способна изменить предпочтения человека в отношении других альтернатив. В работе исследуются фантомные ловушки – класс ловушек, которые способны повлиять на выбор человека даже будучи недоступными для выбора (Pettibone & Wedell, 2000). Учеными было проведено множество исследований, свидетельствующих в пользу эффективности таких ловушек. Однако подавляющее большинство работ основано на лабораторных экспериментах (Hedgcock, Rao, & Chen, 2009; Pettibone & Wedell, 2007 и прочие). Опираясь на существующие исследования, я изучил феномен фантомных ловушек в реальных условиях. Именно проведение полевого эксперимента является отличительной чертой моего исследования. Полученные результаты могут оказаться полезными владельцам бизнесов и менеджерам, которые заинтересованы в практическом применении механизмов из области поведенческой экономики. Исследовательским вопросом моей работы является оценка влияния фантомной ловушки в виде акции на объемы продаж заведения. Я провел два эксперимента с целью проверки наличия эффекта и результаты обоих свидетельствуют в пользу отсутствия эффекта. А именно, введение фантомной акции, заключающейся в предоставлении 50-процентной скидки при покупке набора, включающего еду и напиток, не привело к увеличению спроса на этот набор вне акции (без скидки). Полученные мной результаты противоречат результатам лабораторных исследований (Hedgcock, Rao, & Chen, 2009; Pettibone & Wedell, 2007) и создают почву для дальнейшего изучения феномена. Работа состоит из трех глав. Первая глава содержит обзор исследований, посвященных изучению ловушек и описание их видов. Во второй главе описаны когнитивные искажения, с помощью которых можно объяснить их эффективность. Третья глава содержит описание проведенных исследований, результаты экспериментов и их интерпретацию.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ