• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные препятствия для включения взрослых в life long education в России

ФИО студента: Карпушкина Мария Михайловна

Руководитель: Попов Дмитрий Сергеевич

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология публичной сферы и социальных коммуникаций (Магистратура)

Год защиты: 2019

Настоящая магистерская диссертация посвящена актуальному на сегодняшний день феномену – обучению в течение всей жизни (life-long education). Возвращение к образованию помогает индивидам актуализировать свои знания и навыки, выстраивать собственную жизненную траекторию. Участие взрослого населения в непрерывном образовании формирует образовательный потенциал страны. Согласно статистике, тенденция к получению образования в течение всей жизни практически не характерна для России. Цель диссертации – изучить, какие социальные препятствия существуют в нашей стране для возвращения взрослых к обучению. Изучаемый феномен рассматривается на двух уровнях – институциональном и индивидуальном. Под институциональным уровнем понимаются характеристики экономики, рынка труда, образовательных институтов, препятствующие возвращению взрослых к образованию. Индивидуальный уровень предполагает рассмотрение возвращения к образованию в контексте жизненных траекторий индивидов. В качестве концептуальных основ исследования выступают теории структурного функционализма, критического подхода, социальной феноменологии. Основным методом сбора эмпирической информации является качественное полуструктурированное интервью, отбор информантов для которого был произведен с помощью модели выборки типичного случая. В рамках полевого этапа исследования было опрошено 10 информантов в возрасте 25-34 лет, вернувшихся к вузовскому образованию после перерыва. Выявлено, что возвращение к образованию во взрослом возрасте сопряжено с преодолением ряда трудностей, связанных, в том числе, с институциональными характеристиками системы образования и рынка труда. Возвращающиеся к обучению индивиды испытывают трудности при конвертации культурного капитала, полученного за время обучения во взрослом возрасте, в иные формы капитала: социальный, экономический. Смысл, который взрослые обучающиеся придают эпизоду возвращения к образованию, обусловлен более ранними событиями в жизни индивида.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ