• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Усвоение морфонологических чередований в глаголах детьми дошкольного возраста

ФИО студента: Масуми Татьяна Станиславовна

Руководитель: Томас Екатерина Викторовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2019

Настоящая работа относится к области изучения усвоения родного языка детьми дошкольного возраста. В своем исследовании мы обращаемся к вопросу о том, как носители морфологически сложного русского языка в возрасте четырех – шести лет усваивают морфофонологические чередования, образующиеся при переходе из глагола в форме инфинитива в форму 1 л. ед.ч (любить – люблю, с чередованием, б // бл). На материалах английского языка было доказано, что взрослые носители английского языка способны переносить нерегулярные модели спряжения на несуществующие глаголы, основываясь на сходстве фонотактической структуры. Так, мы предполагаем, что носители русского языка, дети, имеют способность генерализировать паттерны и применять их к несуществующим глаголам. Основная цель исследования - изучить способность монолингвальных детей в возрасте от 4 до 6 лет генерализировать морфофонологические чередования в глаголах русского языка.Во время словарного исследования, мы определили, что один из параметров, который будет влиять на усвоение и продуцирование чередований – это наращение основы, поэтому во время исследования мы хотели проследить как наличие этого параметра может влиять на усвоение морфофонологических чередований в одиночку или вместе с другими параметрами. Мы хотим изучить усвоение таких чередований детьми в возрасте от 4 до 6 лет с помощью эксперимента, созданного по модели классического wug-теста. Для эксперимента мы используем реальные и выдуманные слова, чтобы изучить способность детей не только применять морфофонологические паттерны к известным глаголам, а также способность детей их генерализировать. По итогам проведенного исследования мы увидели, что дети чувствительны к языковым паттернам и могут применять их на незнакомые слова, основываясь на морфофонологическом контексте. Однако параметры, которые как мы думали, влияют на порождения форм глагола в 1 л. ед.ч., например, наращение основы, оказались незначительными для производства форм от ненастоящих глаголов. Но тем не менее именно этот параметр является значимым параметром для усвоения реальных глаголов.

Текст работы (работа добавлена 2 июня 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ