• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А.П. Чехов в творческом сознании Б.Л. Пастернака

ФИО студента: Мухина Анна Анатольевна

Руководитель: Гельфонд Мария Марковна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Филология (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Темой работы является «чеховское» в творчестве Б.Л. Пастернака. Под «чеховским» в данной работе будет иметься в виду не столько непосредственное обращение Б.Л. Пастернака к цитатам из чеховских произведений, сколько совокупность представлений, восходящих к художественному миру А.П. Чехова, устойчивые ассоциации с его творчеством.Интерес к А.П. Чехову и «чеховскому» реализуется на нескольких стадиях: в начале творческого пути наблюдается отторжение, затем осознание ценности среды (об этом мы можем судить по письмам Б.Л. Пастернака), начало чеховского влияния (стихотворения «Зима приближается», «Старый парк», пьеса «Этот свет»), его пик (роман «Доктор Живаго» и стихотворения, включенные в него) и размывание (пьеса «Слепая красавица»). Если в романе круг затронутых чеховских произведений достаточно широк – от «Мальчиков» до «Трех сестер» - и призван показать общий чеховский фон разрушающейся жизни, то «Стихотворения Юрия Живаго», как представляется, резонируют лишь с тремя чеховскими рассказами «Святою ночью», «Студент» и «Архиерей», воплощающими религиозные взгляды Чехова, его «богословие» и мировоззрение. Неканоническое понимание христианства, воплощенное Б.Л. Пастернаком в монологах его героев и стихотворениях из романа, во многом опирается на мировоззренческую концепцию трех чеховских рассказов. Неоднократные признания о близости к Чехову – как у самого Пастернака, так и у Юрия Андреевича Живаго как его «лирического героя» – кажутся неожиданными, но они, безусловно, очень важны для понимания творчества Б.Л. Пастернака. Отдельный аспект данной работы посвящён «чеховскому» в драматургии Б.Л. Пастернака – едва ли не наименее изученной части его наследия. В позднем драматургическом опыте («Слепая красавица») чеховская традиция не выражена прямо и соединяется с целым рядом других. Здесь речь идет не о прямом цитировании или отсылке к конкретным текстам, а, скорее, об общих принципах поэтики, близких Б.Л. Пастернаку. Проведенное сопоставление позволяет прийти к тому выводу, что Чехов присутствовал в писательском сознании Б.Л. Пастернака и как автор, структурирующий художественный мир, и как герой - писатель, диагност, интеллигент, принадлежащий к той «сошедшей со сцены» «среде», от имени которой говорит в своем итоговом романе Б.Л. Пастернак. Чеховское начало у Пастернака проявляется на различных уровнях организации и составляет один из значимых подтекстов его творчества, главным образом – романа «Доктор Живаго» и прилегающих к нему произведений.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ