• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль типа стимулов и подсказок в лексическом поиске: могут ли они компенсировать возрастные изменения?

ФИО студента: Савинова Елена Александровна

Руководитель: Малютина Светлана Александровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Несмотря на то, что негативные возрастные изменения в лексическом поиске широко обсуждаются в психолингвистической литературе, возможным способам их компенсации уделено не так много внимания. Целью настоящей работы было внести вклад в исследование компенсации возрастных изменений в лексическом поиске с помощью эксперимента в двух возрастных группах с несколькими механизмами называния и типами подсказок. Референциальный и инференциальный механизмы называния были выбраны с целью сравнить, насколько одинаково на них сказываются негативные возрастные изменения. Новый тип подсказок, а именно коллокационные подсказки, а также буквенные подсказки были выбраны для того, чтобы сравнить их эффективность при разных типах называния и в разных возрастных группах. Экспериментальное задание включало в себя называние по картинке (референциальный механизм) и называние по определению (инференциальный механизм) в условиях с подсказками и без них. В эксперименте приняли участие 18 молодых и 18 пожилых носителей русского языка. Время реакции и правильность были проанализированы с помощью линейных и обобщенных линейных смешанных моделей соответственно. В результате не было обнаружено взаимодействий механизма называния с возрастом. Представляется, что опора на визуальную или вербальную семантическую информацию не может быть использована в качестве компенсационной стратегии при назывании, так как оба механизма называния подвержены возрастным изменениям схожим образом. Тем не менее, был обнаружен универсальный положительный эффект буквенных подсказок: они улучшали и время реакции, и правильность называния вне зависимости от типа называния и возраста. Коллокационные подсказки, наоборот, значительно замедляли лексический поиск. Однако они помогали в целом вспомнить нужное слово при инференциальном назывании. Таким образом, дополнительная фонологическая информация оказывается полезной вне зависимости от того, каким образом представлен концепт для называния. Дополнительная контекстуальная информация представляется полезной только в инференциальном назывании. При этом чувствительность к описанным эффективным типам подсказок сохраняется с возрастом.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ