• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корреляция между именным классом и семантикой/фонетикой существительного в нахско-дагестанских языках

ФИО студента: Иванова Виолетта Викторовна

Руководитель: Майсак Тимур Анатольевич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Многие нахско-дагестанские языки имеют сложную систему именных классов, распределение существительных между которыми не всегда описывается строгими семантическими правилами. Для нахско-дагестанских языков такого типа выдвигались предположения о том, что устройство именных классов в них основано на формальных принципах, фонетическом или морфологическом. Традиционные грамматики обычно описывают классные системы как имеющие некоторые семантические ‘ядра’, которые, тем не менее, ограничены в своей предсказательной способности и допускают множество исключений. Кроме того, классные системы различных нахско-дагестанских языков с несколькими «средними» классами не сравнивались между собой. Тем самым, предметом данной работы являются системы именных классов в нахско-дагестанских языках в сравнительном аспекте, с точки зрения правил отнесения того или иного существительного к тому или иному классу. В нашей работе исследуются корреляции между фонетическими и семантическими признаками слова и классом, который ему приписан. Основная цель нашего исследования — сформулировать правила приписывания неличных классов для отдельных нахско-дагестанских языков и сопоставить их между собой. Для достижения этой цели были выбраны 18 языков с четырьмя и более именными классами, и для каждого из языков выборки был составлен список из 458 существительных на основе именного тезауруса (Кибрик, Кодзасов 1990). Каждое слово размечено с точки зрения релевантных семантических и формальных признаков. В основу семантической разметки легла семантическая классификация, используемая в (Кибрик, Кодзасов 1990), которая содержит 13 семантических групп. В качестве формального признака размечена принадлежность начального сегмента слова к одному из шести групп звуков по модифицированной нами классификации (Brown et al. 2013). Для двух языков, а именно для крызского и будухского, были размечены также конечные согласные. Основным методом исследования является статистический анализ, выполненный на языке программирования R. Для данных по каждому языку использовался метод логистической регрессии, где в качестве зависимой переменной выступает класс существительного, а семантика и тип начального согласного являются независимыми переменными. В результате исследования были сформулированы фонетические и семантические правила атрибуции класса в 18 нахско-дагестанских языках. Семантика играет роль в атрибуции класса для во всех нахско-дагестанских языков. Формальный принцип оказался статистически значимым для атрибуции класса во всех языках, кроме рутульского, цахурских говоров, крызского и будухского. Для крызского и будухского, для которых были размечены конечные сегменты, тип конечного сегмента также не оказался статистически значимым. Высказываются предположения о причинах этого разделения, которые могут заключаться в различии в глагольной и именной морфологии в рассматриваемых языках.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ