• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительный анализ референциального выбора в зависимых клаузах у носителей русского языка и у изучающих РКИ

ФИО студента: Симонян Анна Робертовна

Руководитель: Шнитке Екатерина Леонидовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Целью настоящей выпускной квалификационной работы было сравнить референциальный выбор у стандартных и нестандартных носителей русского языка. Выяснить, есть ли закономерное влияние синтаксических факторов (порядок клауз и союз) на референциальный выбор, общее для носителей стандартного русского языка и изучающих русский язык как иностранный. Для достижения поставленных целей было проведено два эксперимента: первый – на оценивание приемлемости и второй – на заполнение пропусков. Эксперимент на оценивание приемлемости проводился с 56 респондентами-носителями стандартного русского языка, каждому из которых нужно было дать суждения о 8 из 16 предложениях-стимулах (стимулы были поделены на две группы для снижения эффекта усталости и привыкания к заданию у респондентов), в результате этого эксперимента были выявлены приемлемые для стандартного русского языка структуры сложноподчиненных предложений в отношении комбинаций референциальных средств и типов взаиморасположения клауз. Эксперимент проводился с двумя группами респондентов: группой носителей русского языка (190 человек, средний возраст = 22 года, 28% мужчин и 72% женщин, большинство получает или получало высшее образование (62% – студенты или неоконченное высшее образование, 23% – от одного высшего образования)) и группой нестандартных носителей русского языка (34 человека, средний возраст = 23 года; 55,8% мужчин и 44,2% женщин; 17,6% эритажных носителей и 82,4% изучающих РКИ). На основании результатов двух проведенных в рамках настоящей работы экспериментов было выведено правило, по которому в стандартном русском языке происходит выбор референциальной стратегии в случае, когда в сложноподчиненном предложении только один референт, правило “нисходящей референциальной силы”: Предпочтительны те конструкции, при которых второе по порядку референциальное средство менее эксплицитно, чем первое. Конструкции, в которых референциальные средства равны (оба – местоимения) – приемлемы, но менее предпочтительны. Допустимость использования в конструкции в качестве первого референциального средства именной группы диктуется не этим правилом, а требованиями контекста в дискурсе и в понимании адресата речи, подробно об этом пишут в (Contemori & Dussias, 2016).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ