• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Student
Title
Supervisor
Faculty
Educational Programme
Final Grade
Year of Graduation
Kseniya Khristosova
ROAD in Typological Perspective
2019
It has long been understood that the concept of ROAD (a line that serves for some object to be transferred from one point to another) is one of the key ones in human cognition. It has been actively discussed in several areas of study, such as philology, anthropology and culturology. It attracts the attention of linguists as well, since it is closely related to an even more basic concept of motion. The lexemes that belong to this semantic field frequently develop a big polysemy through metonymic and metaphorical shifts. However, there are little works comparing how the means of lexicalizing this concept alternate from one language to another.

The present work examines the synonymic group ROAD in Russian, English, French, Italian and Mongolian languages to describe its lexemes, their etymology, compatibility and polysemy. This set of languages includes closely related ones (French and Italian) as well as a non-Indo-European one (Mongolian), which are two particularly interesting cases to consider in typological perspective. The approach was to study the lexemes that belong to the synonymic group using dictionaries and online corpora. The analysis of the contexts and argument structure of predicate words determines which parameters are salient for lexicalization in various languages. Then, the structure of the semantic field is visualized through building a semantic map based on a set of sub-meanings, which demonstrates the most common combination strategies.

The outcomes of this research help us learn more about the mechanisms of polysemy within the synonymic group ROAD and the typologically significant features relevant for the chosen semantic field. It places this paper among other lexical typology studies, that may be used by lexicographers or language learners, as well as serve as a base for further researches in this field.

Student Theses at HSE must be completed in accordance with the University Rules and regulations specified by each educational programme.

Summaries of all theses must be published and made freely available on the HSE website.

The full text of a thesis can be published in open access on the HSE website only if the authoring student (copyright holder) agrees, or, if the thesis was written by a team of students, if all the co-authors (copyright holders) agree. After a thesis is published on the HSE website, it obtains the status of an online publication.

Student theses are objects of copyright and their use is subject to limitations in accordance with the Russian Federation’s law on intellectual property.

In the event that a thesis is quoted or otherwise used, reference to the author’s name and the source of quotation is required.

Search all student theses

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Христосова Ксения Андреевна
Синонимический ряд ДОРОГА в типологической перспективе
2019
Концепт ДОРОГИ (полосы, служащей для перемещения некоторого объекта из одной точки в другую) традиционно считается одним из ключевых в человеческом сознании. Он активно обсуждается в различных сферах, таких как филология, антропология, культурология. Он привлекает и внимание лингвистов, так как тесно связан с ещё более базовым концептом движения. Лексемы, принадлежащие к этому семантическому полю, обычно развивают обширную полисемию посредством метонимических или метафорических семантических сдвигов. Однако лишь немногие работы посвящены сравнению способов лексикализации этого поля в различных языках.

В настоящей работе исследуется синонимический ряд ‘дорога’ в русском, английском, французском, итальянском и монгольском языках, описываются входящие в него лексемы, их этимология, сочетаемость и полисемия. Данная языковая выборка включает как близкородственные языки (французский и итальянский), так и язык, не относящийся к индоевропейской языковой семье (монгольский), что являет собой интересные случаи для рассмотрения темы в типологической перспективе. Метод изучения лексем данного семантического поля основывался на данных словарей и онлайн-корпусов. Дальнейший анализ контекстов и моделей управления предикатных слов позволил выделить параметры, релевантные для лексикализации этого поля в различных языках. Затем структура поля была визуализирована с помощью семантических карт, основанных на наборе выделенных подзначений, что продемонстрировало наиболее распространённые стратегии совмещения.

Результаты проведённого исследования позволяют узнать больше о механизмах полисемии, действующих в рамках синонимического ряда ‘дорога’, и типологически значимых параметрах, релевантных для выбранного семантического поля. Это помещает данную работу в ряд лексико-типологических исследований, итоги которых могут использоваться лексикографами или изучающими язык, а также служить базой для дальнейших исследований в этой области.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР