• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование консонантных изменений с набитым ртом

ФИО студента: Астафьева Ирина Юрьевна

Руководитель: Мороз Георгий Алексеевич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2019

Процесс восприятия речи еще не до конца понят и изучен лингвистами и исследователями смежных областей. Известно, что существует множество ключей, которые используются в процессе распознавания речи. Несмотря на то, что над проблемой восприятия речи работали многие ученые, пока что нет фонетического исследования, которое изучало бы восприятие речи в ситуациях, близким к реальным, например, когда говорящие произносят слова с набитым едой ртом. Обычно ученые исследуют процесс восприятия речи в затрудненных условиях, когда дистракторы находятся извне: трудности могут быть с каналом (например, слушающему мешает шум) или с мозговой деятельностью (например, у пациентов с афазией). В этой работе впервые рассматриваются ситуации, когда проблемы лежат в области самих артикуляторов – дикторы произносят слова с набитым ртом. Наша гипотеза заключалась в том, что велярные и зубные согласные могут восприниматься как велярный звук в определенных условиях. Из-за того, что дикторы произносили слова с набитым ртом, мы ожидали, что они будут компенсировать невозможность использования передней части рта для образования смычки применением звуков велярной зоны. Однако в ходе эксперимента, в котором участники оценивали пары стимулов (одно и то же слово или два различных), эта гипотеза не подтвердилась. С помощью анализа данных были выявлены несколько факторов, которые оказывают значительное влияние на ответы респондентов: лингвистическое образование (лингвисты чаще называли пары стимулов отдельными словами), тип затрудненного условия (самое тяжелое для восприятие – жидкое состояние, самое простое – с мягкой едой), число изученных иностранных языков (чем меньше иностранных языков знал респондент, чем чаще называл стимульные пары одним словом), количество слогов в словах (односложные чаще называют разными словами). Результаты исследования могут быть учтены при создании систем автоматического распознавания речи, а также могут служить материалом для упражнений на артикуляцию.

Текст работы (работа добавлена 4 июня 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ