• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глубина просодических швов в звучащем тексте: фонетическая реальность в русском языке

ФИО студента: Пинигина Маргарита Евгеньевна

Руководитель: Князев Владимир Олегович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

В настоящем исследовании обсуждается вопрос глубины просодических швов в тексте: в интроспективном восприятии текста носителями языка, в интроспективном восприятии текста Р. И. Аванесовым и в фонетической реальности – настоящем звучащем тексте. Работа имеет две основных цели. Во-первых, провести сравнительный анализ двух просодических разметок одного и того же текста одними и теми же носителями русского языка: разметки на основе интроспекции информантов и разметки в результате перцептивного анализа информантами их собственного чтения текста. Во-вторых, провести сравнительный анализ интроспективной просодической разметки текста носителями русского языка с просодической разметкой этого же текста Р. И. Аванесовым так же на основе интроспекции. Для достижения поставленных целей были выполнены следующие задачи. Был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: фонетическая запись чтения текста информантами, их просодическая разметка текста на основе интроспекции, их просодическая разметка текста в результате прослушивания их собственного чтения этого же текста (материалом эксперимента послужил фрагмент, просодическая разметка которого была выполнена Р. И. Аванесовым в его монографии методом интроспекции). Оба варианта просодических разметок текста участниками эксперимента были сопоставлены, фонетические записи чтения текста были проанализированы при помощи программы анализа и обработки устной речи Praat. Интроспективная разметка текста информантами была сопоставлена с интроспективной разметкой текста Р. И. Аванесовым. В результате анализа интроспективных просодических разметок информантов были сделаны некоторые выводы. Так, несмотря на отсутствие полностью идентичных разметок подавляющее большинство просодических швов определяется аудиторами методом интроспекции согласованно, словоразделы имеют одинаковые или близкие показатели сегментирующей силы. Это подтверждает влияние на просодическое членение таких факторов, как знаки препинания, частеречная принадлежность слов на границе составляющих, синтаксические закономерности. Большое влияние на просодическое членение текста влияют физические паузы, которые информанты способны «чувствовать» интуитивно, с ориентацией только на «внутреннюю» речь. Кроме того, было выяснено, что существенных отличий просодической разметки наивными носителями от разметки Р. И. Аванесовым (обе – на основе интроспекции) также не наблюдается, однако показатели силы словоразделов в профессиональной разметке лингвиста в среднем на одно значение больше показателей в разметке информантов с той же локализацией. Возможно, это свидетельствует об общем увеличении темпа речи за прошедшие пятьдесят лет и, соответственно, уменьшении длительности физических пауз. Сравнительный анализ разметки текста информантами методом интроспекции и разметки методом перцептивного анализа собственного чтения показал, что наивные носители способны абстрагироваться от «внутренней» речи и определять глубину просодических швов в звучащем тексте исключительно на основе звучания без ориентации на нефонетические факторы.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ