• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Моисей, получающий скрижали": источники и типология иконографии сюжета в искусстве Европы и Ближнего Востока (III - VI веков)

ФИО студента: Джагитян Аида Араировна

Руководитель: Пожидаева Анна Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2019

В данной работе предпринята попытка проследить процесс формирования иконографии в раннехристианский период на примере библейского сюжета получения Моисеем скрижалей Закона. Первая глава посвящена анализу роли сюжета получения Моисеем скрижалей в рамках текстов апологетов и отцов Церкви, который позволяет выявить несколько пар соотносимых образов: Моисей – Христос, получение скрижалей – traditio legis, история Моисея – история Христа, Моисей – Авраам. Параллели между образами, которые появляются в письменной традиции, оказывают влияние на контекст возникновения сцены получения скрижалей. Во второй главе рассматривается проблема сакральной топографии – приводится круг памятников и устойчивые места, где появляется сюжет (росписи катакомб, рельефы саркофагов, мозаики церквей, миниатюры рукописей, предметы декоративно-прикладного искусства). В зависимости от типа программы меняется место и роль сюжета дарования Закона. В третьей главе предпринимается попытка выявить иконографические параллели и возможные источники, способы взаимодействия иконографических схем сюжета с имперской традицией, его бытование в контексте официального искусства, связь с другими христианскими сюжетами. Выделяются два иконографических типа сцены получения скрижалей: универсальный, или тип саркофагов, и маргинальный, или тип рукописей. Исследование позволяет сделать вывод о многосложности процесса формирования иконографии – на контекст появления сюжета и композиционное и смысловое соотнесение библейских сцен оказывает влияние текст (в данном случае Священное Писание), а также комментарий на текст, т.е. апологетическая и патристическая литература (первый фактор, оказывающий влияние на формирование образа). Следующим фактором становится изобразительная традиция – прежде всего, современная традиция – позднеантичная римская и иудейская. Последний элемент – классическая античная образность, которая является неисчерпаемым источником для мастеров.

Текст работы (работа добавлена 22 мая 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ