• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изображения семи свободных искусств в рукописях Западной Европы XII–XIV вв.: типология и иконографические особенности

ФИО студента: Яковлева Ольга Дмитриевна

Руководитель: Пожидаева Анна Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История искусств (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Цель работы – попытка систематизации особенностей иконографии семи свободных искусств в западноевропейских рукописях XII - XIV вв. Особый интерес в исследовании представлял вопрос наличия связи между иконографическими типами изображения искусств и типом рукописи, а также расположением изображений artes внутри рукописи (в качестве фронтисписа, листа – вставки, bas– de– page и т.п.). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) Проследить изменение расположения изображений аллегорий семи свободных искусств в рукописях западной Европы с IX до XV века. Выявить закономерность развития места аллегории в рукописях и выделить наиболее часто встречающее место расположения. 2) Соотнести выявленные особенности расположения изображений аллегорий искусств с типом рукописи, в которой находится миниатюра. Рассмотреть смысловую и композиционную связь соотношение между текстом и изображением. 3) Основываясь на полученной типологии, соотнести иконографические типы с типом рукописи, в которой находится миниатюра. находится миниатюра. Главный метод, который использовался в данной работе – метод иконографического анализа. Итоги исследования показали, что в западноевропейских рукописях XII – XIV вв. изображения семи свободных искусств встречаются в пяти иконографических типах: “Magistra-Ars”, “Персонификация с атрибутами”, “ Диалог ars и magister”, “Служанки Философии”, “ Искусства в цикле добродетелей”. Выбор иллюминатором или заказчиком конкретного иконографического типа для изображения artes, скорее всего, основывался на типе рукописи и, в меньшей степени, особенностях текста, в котором будут находиться изображения. Персонификации artes liberales чаще всего изображались в форме полностраничной миниатюры или историзованного инициала. Наиболее часто изображения семи свободных искусств использовались в качестве изображений, предшествующих тексту (фронтисписа или заставки) для всей рукописи или для отдельных частей внутри.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ