• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Творчество художников ОСТа и немецкая художественная среда 1920-1930-х годов

ФИО студента: Шевчук Анастасия Васильевна

Руководитель: Петухов Алексей Валерьевич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Год защиты: 2019

В настоящей магистерской диссертации делается попытка изучить специфику восприятия представителями немецкой культурной среды творчества художников ОСТа. За основу взяты архивные документы из ГАРФа, связанные с выставками советского искусства в Германии, в которых принимали участие мастера объединения, а также корпус источников личного происхождения из РГАЛИ, архива Государственной Третьяковской галереи, а также немецкая периодика 1920 – 1930-х годов. Изучив для полноты раскрытия темы опыт саморепрезентации членов ОСТа в контексте решения организации и оформления немецких экспозиций, было выявлено, что они принимали активное участие в формировании у немецкого зрителя образа советского искусства: руководителем нескольких выставок был председатель ОСТа Штеренберг, в оформлении экспозиций участвовали члены объединения (Дейнека, Шифрин, Пименов, Денисовский). Анализ немецкой периодики, освещающей выставки советского искусства в Германии, где участниками были представители объединения, позволил выявить несколько тенденций как в положительных, так отрицательных отзывах. Первая тенденция, намеченная в положительных отзывах, связана с интересом немецких критиков к работам, выполненным на революционную тему, темы труда и спорта, которые представляли «модель пролетарского искусства». Было выявлено, что данный интерес проявился как к сюжетам, так к живописным решениям произведений первой группы ОСТа – художников-монументалистов (Пименов, Дейнека, Зернова, Козлов): плоскостному оформлению натуры, индивидуализации технических приемов, тонкому чувствованию тем и сюжетов. Вторая тенденция связана с поиском новых изобразительных методов и средств выразительности, особенно в графике. Выявляя в работах второй условной группе ОСТа художников-лириков (Тышлера, Лабаса, Лучишкина) влияния течений европейского искусства, а также индивидуально-разработанных принципов, немецкие критики видели в этом наглядный пример для современных немецких художников. Отрицательная оценка творчества ОСТовцев заключалась в критике их за отсутствие индивидуальных интерпретаций стилевых принципов зарубежного искусства (немецкого, французского), а также за отсутствие идеологической окраски произведений. Проанализированный успех художников в немецкой прессе был дополнен анализом восприятия немецкими художниками. Результатом этого явилось понимание, что искусство ОСТа оказало существенное влияние на представителей немецкой культурной среды – позволило ведущим немецким мастерам (Гроссу, Фогелеру) проявить интерес к творчеству одних из ключевых художников отечественного искусства 1920 – 1930-х годов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ