• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Елисеев Андрей Александрович
От пассивного зрения к мультимодальному восприятию: меняющаяся концепция воспринимающего субъекта как фактор трансформации визуальных исследований
Визуальная культура
(Магистратура)
9
2019
Данное исследование демонстрирует, как менялось значение концепции воспринимающего субъекта в визуальных исследованиях, и как эти изменения связаны с их институциональной и исторической динамикой. Основной вопрос данной работы - как меняющаяся концепция воспринимающего субъекта влияет на трансформацию визуальных исследований? В работе даётся исторический обзор и интеллектуальный контекст появления визуальной культуры и визуальных исследований. Описываются подходы к определению зрения и перцепции на раннем этапе развития визуальной культуры. Обозначаются концептуальные сложности в определении зрения и визуальности, имевшие место в ранних визуальных исследованиях.

В качестве разрешения этих проблем в данной работе уточняется и дополняется концепция воспринимающего субъекта с учётом изменившихся социальных и культурных условий, а также теоретических сдвигов. Теория образа применяется как возможность определить зрителя через активное и мультимодальное восприятие и имагинативный опыт. С опорой на теорию образа снимаются проблемные для ранней визуальной культуры оппозиции, ставившие зрителя в пассивное положение. На основании современных социологических концепций представлена альтернативная модель воспринимающего субъекта и описаны последствия в изменениях его трактовки для визуальных исследований.

Проанализированы работы, по-новому раскрывающие для визуальных исследований концепты красоты, искусства и эстетического. Для этого рассматриваются фигуры зрителя спортивных состязаний, человека вкуса и любителя. Дана генеалогия любителя, получающего эстетический опыт в повседневных практиках: от идеи чистого искусства (Кант) через институционализацию (Данто, Бурдье) к эстетизации повседневности.

Несмотря на сложности институционального оформления в связи с размыванием предмета (визуальности и зрения), визуальные исследования предлагается возможным представить как место академической свободы, а визуальную культуру – как практику, наравне с теорией.
Текст работы (работа добавлена 23 мая 2019г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР