• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологические аспекты разработки языковых сценариев для голосовых ассистентов: анализ экспертного дискурса

ФИО студента: Тюнин Аркадий Михайлович

Руководитель: Кожанов Андрей Александрович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Комплексный социальный анализ (Магистратура)

Год защиты: 2019

В настоящей работе обобщены основные критические аргументы против идеи формализации социального опыта или мышления человека (искусственный интеллект), основанные на концепции неявного знания М. Поланьи и последующей рецепции в социологии знания второй половины XX века (Г. Коллинз, М. Куш, Б. Барнс). В русле социологии знания очерчиваются различия (по сравнению с вычислительными системами) в а) способах освоения структур знаний социальными агентами и б) способах интерпретации и следования правилам социальными агентами. В отличие от вычислительной системы при производстве языковых выражений социальные агенты не оперируют формальными правилами словообразования и не занимаются деконструкцией предложений, не следуют прескриптивным правилам языкового производства и не программируются заранее, как вычислительные машины (top-bottom approach). Установлено, что элиминация различий семантическими особенностями использования языка агентами и вычислительной системой покоится на допущении, что возможно создание формальной теории лингвистического поведения, описываемого правилами, а также на игнорировании социальной природы правил лингвистического производства и интеллигибельного характера природы социальных действий. Вычислительные системы не сталкиваются с проблемой правил, не содержащих правил для их собственного применения, вычислительная система не имеет дело с т.н. «регрессом правил», поскольку не интерпретирует элементы информации и не сталкивается с ограничениями интерпретации. Даже при обработке естественного языка язык семантика имеет природу числовых выражений, позволяющих производить над понятиями языка или предложениям операции линейной алгебры. В экспертном дискурсе неоднократно отмечается, что вычислительные мощности современных компьютеров и огромное количество текстовых данных позволяют добиваться высококачественных результатов при переводе с языка на язык или при создании систем, взаимодействующих с человеком на естественном языке. При этом может наблюдаться соединение понятий естественного языка в синонимичные ряды, например, дни недели могут представляться синонимами. Проблемы омонимии и полисемии также накладывает ограничения на успешность текстового и вербального взаимодействия. В экспертном дискурсе отмечается, что социальные агенты обладают онтологически основанной на жизненном опыте способностью к различению понятий, встречающихся в одинаковых контекстах (дни недели). По всей видимости, глобальный контекст, характеристики социального и физического окружения делают социальных агентов более компетентными при работе с семантикой. Экспертный дискурс в терминах «априорного знания» стремится подчеркнуть ту же проблему ¬– вычислительная система ничего не знает о структуре окружающего мира и о том, что скрывается за числовыми переменными, с которыми она имеет дело. Поскольку вычислительная система не имеет «неявного» знания, а также не следует правилам в том смысле, в каком об этом писал Л. Витгенштейн, идея обработки естественного языка с помощью вероятностных моделей и создание диалоговых систем концептуально неспособна выполнить поставленные перед ней задачи. Следование правилам в любой формальной системе (например, математике) является нормативной практиой. В рассуждении о машине, выполняющей вычисления, Л. Витгенштейн пытался продемонстрировать, что машина не следует нормативной практике и, следовательно, не имеет отношения к математическим операциям. Исчисление означает следование правилу формальной системы, с которой работает человек как коллективное существо, в то время как вычислительные системы выполняют преобразование синтаксиса в соответствии с эксплицитными правилами вне социального контекста.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ