• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномен текста-образа: генезис, особенности, формы реализации

ФИО студента: Крашенинникова Ксения Александровна

Руководитель: Небольсин Даниил Игоревич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Визуальная культура (Магистратура)

Год защиты: 2019

Благодаря лингвистическим и семиотическим исследованиям XX-XXI века мы можем говорить о тексте как о неоднородном культурном феномене. Кроме того, что он семантически предопределен контекстом, в котором существует (что делает его неоднозначным и наделенным неограниченным потенциалом трактовок), этот же контекст способен наделить текст иными функциями, не свойственными его т.н. предназначению, то есть фиксации на материальном носителе человеческой мысли. В данном исследовании будет рассмотрена одна из таких функций, прочно занявшая место в современном мире – утверждение текста как изображения или иными словами существование текста как образа. Тенденция к использованию текста в качестве декоративной композиции, призванной приносить визуальное эстетическое удовольствие, находит множество форм проявлений. Тотально их можно классифицировать на формы массовой визуальной эстетизации текста-образа и формы, претендующие на элитарный уровень. Разница между обозначенными двумя категориями в этой произвольной классификации заключается в удельном весе семантического и визуально эстетического в тексте. В формах массовой визуальной эстетизации текста значение надписи редуцируется до минимума, тем самым происходит объективация текста до узора, не предполагающего соотношения буквенного сочетания написанного с его смыслом. Так, мы можем заключить в область массового производства текста-образа продукцию со словесным дизайном (предметы одежды с надписями на иностранном языке, декорированный текст на предметах массового потребления и т.д.), нанесенные на стенах граффити, представляющие собой сложно считываемые, но композиционно выстроенные изображения, некоторые виды текстовых татуировок, веб-дизайн и многое другое. Текст-образ для ограниченного круга зрителей (как, например, в визуальной поэзии), которые объединены соответствующим ожиданию вкусовым и интеллектуальным уровнем, характеризуется сложной имплицитной комбинацией семантического и визуально-эстетического в тексте. В подобных случаях союз содержания и формы текста вызывает мультимодальный эффект у зрителя, и без одного из компонентов этот эффект не сможет «выстрелить». Данное исследование содержит обе категории текстов-образов для охвата широкого диапазона проявления этого феномена, способного циркулировать в разных социальных кругах и иметь отличные интенции в процессе производства, а потому и разнящиеся свойства, сценарные модели отношений текста-образа и человека. В качестве репрезентативного материала для обеих категорий используются экземпляры графического дизайна на футболках и примеры визуальной поэзии.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ