• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паттерны социального исключения в советском музыкальном андерграунде: случай Ленинградского рок-клуба

ФИО студента: Балушкин Егор Сергеевич

Руководитель: Кулева Маргарита Игоревна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2019

Изучение паттернов социального исключения в советском музыкальном андерграунде представляет интерес по двум причинам. Во-первых, данное исследование вносит вклад в развитие изучения рынка культурного российского труда, многие механизмы которого были адаптированы из советского периода. Во-вторых, эта работа также обогащает направление работ, связанных с изучением андерграунд-культуры, так как смотрит на него под новым углом, концентрируясь на карьерных стратегиях и особенностях рынка музыкального производства. Данная ВКР ставила перед собой цель выявить паттерны социального исключения в подпольном музыкальном производстве Советского Союза. На основе существующей литературы о культурном труде, я выяснил, что для определения механизмов социального исключения требуется понимание контекста, в котором находятся культурные работники, а также понимание особенностей самой работы, которые и порождают социальное исключения разного рода. Анализ работ, исследовавших феномен Ленинградского рок-клуба, показал существование двух параллельно развивающихся музыкальных культур – официального и подпольного. Однако, рассмотрев эти две культуры с точки зрения культурного труда, мы увидели, что их параллельность можно в определенном смысле поставить под вопрос. Вторая задача на пути к определению паттернов социального исключения лежала в выявлении особенностей в карьерных стратегиях рок-музыкантов. На основе проведенных интервью и мемуаров, я выявил три главных категории этих особенностей – подпольные концерты, культура «сделай сам» и параллельная занятость. Наконец, последней задачей данного исследования являлось выявление механизмов социального исключения из поля производства Ленинградского рок-клуба. В ходе анализа, я выяснил, что исключение могло производится на основе класса и гендера. Так, основы классовой дифференциации рок-музыкантов лежали в их принадлежности или непринадлежности к так называемой «технической интеллигенции». Исключение же на основе гендера является интерсекциональным. Во-первых, уже на стадии исключения по классу женщины оказываются в меньшинстве, так как были гораздо меньше представлены в технических институтах Ленинграда. Во-вторых, анализ интервью и мемуаров выявил существование сильных стереотипов по отношению к женщинам, а также разный смысл понятия «музыкант» для женщин и для мужчин.

Текст работы (работа добавлена 24 мая 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ