• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рецепция психоанализа З. Фрейда в русской литературе начала 20 века

ФИО студента: Нурбаева Ирина Рустэмовна

Руководитель: Вайсбанд Эдуард

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: Филология (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Дипломная работа «Рецепция психоанализа З. Фрейда в русской литературе начала XX века» состоит из двух глав, представляя собой комплексное исследование восприятия идей австрийского психоаналитика на рубеже XIX-XX веков в России. Первая глава посвящена рецепции идей Фрейда в русской религиозной философии начала XX века. Так, в главе подробно рассматривается, как психоанализ повлиял на русский религиозный Ренессанс на примере текстов некоторых из известных философов. Для анализа используются философские работы Вл. Соловьева («Оправдание добра»), Н. Бердяева («Эрос и личность: Философия пола и любви»), В. Розанова («Семейный вопрос в России»). Таким образом, в первой главе выделяется три направления в русской интеллектуальной истории, в которых проявилась рецепция психоанализа: это, во-первых, философия или метафизика пола, вопросы о женственности и андрогинности, во-вторых, обращение к темам любви и смерти (фрейдовский Эрос и Танатос) и энергия творческого акта. Важным элементом русской рецепции также являются вопросы об объективации человека в обществе. Вторая глава посвящена рецепции фрейдовского учения в литературоведении и художественной литературе. Во-первых, в главе подробно рассматривается формирование такого оригинального метода, как психоаналитическое литературоведение, появившееся в русской литературной критике 1910-1920-х гг. Становление этого метода происходило в то время, когда ученые и литературные критики пробовали применить идеи Фрейда к литературоведению и анализировать художественные произведения, их авторов и героев с точки зрения психоанализа. Таким образом создается, по истине, междисциплинарный подход, на стыке наук – философии, литературы, психологии и медицины – возможно, излишне прикладной и проникнутый редукционизмом, но, тем не менее, соответствующий модернистcким веяниям времени. Во-вторых, в главе показывается, какое влияние теория психоанализа могла оказать на идеи русских символистов и представителей авангарда. Для разбора выбраны некоторые произведения футуристов (например, футуристическая опера «Победа над Солнцем», роман М. Замятина «Мы», роман А. Белого «Котик Летаев», М. Арцыбашев «Санин» и.т.д.) Основная цель данной работы – проследить, как психоанализ повлиял на русскую религиозную философию и некоторые модернистские течения литературы с начала 20-го века. Цели исследования: • проследить, как психоанализ повлиял на русскую религиозную философию и некоторые модернистские течения литературы начала XX-го века; • проанализировать философские тексты русской религиозной философии (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов); • сравнить идеи Фрейда с представлениями об Эросе и Танатосе и метафизике пола русских религиозных философов; • проанализировать ряд художественных текстов различных представителей русского модернизма, авангарда и футуризма («Победа над Солнцем», Е. Замятин «Мы», М. Арцыбашев «Санин» и.т.д.) • определить значение рецепции психоанализа З. Фрейда для российской национальной культуры начала XX века. Основные выводы работы: Таким образом, в работе представлена обширная религиозно-философская рецепция, отмеченная проблемами о метафизике пола, кризисе семьи и человека. Можно сказать, что русские религиозные философы осмысливали идеи Фрейда в контексте своих собственных представлений – для них было важно развивать идеи об Эросе и Танатосе, бессознательном и либидо в том числе в контексте христианского религиозного учения. Так, рождались неординарные идеи, посвященные высоким экзистенциальным вопросам – метафизике пола, Истинной женственности и символизму, формам семьи и брака, форме личности как таковой. Не менее оригинальный подход получили идеи Фрейда в русской литературной критике. Психоаналитический подход в советском литературоведении формировался в обстановке идейной борьбы. Идеи этого подхода не только не принимались многими учеными, но и активно критиковались ими. Подобным образом появился смелый, новаторский и междисциплинарный подход, на стыке нескольких наук – литературы, философии, психологии и даже психиатрии. Наконец, говоря о рецепции психоанализа в художественных произведениях начала XX века, можно отметить, что эта концепция оказала воздействие, в первую очередь, на развитие литературного процесса в России первой четверти ХХ века. Влияние идей Фрейда было как прямым, в случае с произведениями футуристов («Победа над Солнцем», «Пощечина общественному вкусу», язык зауми) и символистов (Д.С. Мережковский, А. Белый), так и более опосредованное, в качестве одной из главных парадигм XX века, в других случаях (Е. Замятин, «Мы»).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ