• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование зависимости эффективности университета от его размера в России

ФИО студента: Булавская Вероника Олеговна

Руководитель: Филинов Николай Борисович

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2019

Система образования является одним из важнейших социальных институтов в современном обществе, который трудно переоценить, поскольку он не только позволяет передавать накопленные знания, но и создает новые, влияя на облик новых поколений. С точки зрения менеджмента вопрос изучения эффективности университета состоит, прежде всего, в нахождении источников неэффективности, если таковые имеются, а также в формировании путей их преодоления. В рамках этой работы исследуется вопрос о том, влияет ли и, если да, как и в какой степени масштаб университета на его эффективность. Ретроспективный обзор существующей научной литературы о влиянии масштаба на деятельность университета выявил существующую неоднозначность этой проблемы. Увеличение масштаба университета приводит к количественному увеличению объема научных работ, что, в свою очередь, улучшает репутацию университета и привлекает более талантливых профессоров и студентов. Однако, согласно теории микроэкономики об эффекте масштаба, с определенного момента отдача от масштаба может быть отрицательной, и, следовательно, финансирование - неэффективным. В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос о том, нуждается ли университет в росте, чтобы функционировать на более оптимальном и качественном уровне. Выявленный пробел в изучении этого вопроса показал актуальность исследования. Таким образом, основной целью данной работы было исследование влияния масштаба университета на его эффективность, если оно присутствует. Высшее образование — это сложная сфера общества, поэтому в ней есть как минимум три ключевых участника, среди которых: студенты, сами университеты и правительство. Чтобы учесть интересы каждой из сторон, термин эффективность подразумевает все следующие компоненты: качество, производительность и продуктивность образовательного процесса. Эффективность — это показатель того, насколько успешно, используя доступные инструменты и методы, университет функционирует на наилучшем возможном уровне для увеличения ценности знаний студентов в условиях ограниченных ресурсов. Таким образом, вопрос оценки эффективности является многоплановым вопросом для изучения, а университеты имеют много параметров для оценки их эффективности. Для наиболее объективной и качественной оценки многокритериальной системы образования был выбран метод Data Envelopment Analysis. Ретроспективный анализ позволил установить, что этот метод ранее широко использовался учеными из разных стран в последние десятилетия для оценки эффективности университетов. Чтобы проверить гипотезу о влиянии масштаба университета на его эффективность, были использованы первичные данные Мониторинга национальной образовательной системы в России по данным 2017 года, поскольку на момент исследования это был самый актуальный набор данных. В результате исследования было определено, что масштаб университета в целом не влияет на его эффективность. Тем не менее, некоторая зависимость эффективности и масштабности вуза прослеживается в долгосрочной перспективе. Кроме того, было установлено, что университеты разных масштабов характеризуются неэффективностью в определенных областях. В случае небольших университетов ключевым компонентом является инфраструктура. Что касается средних университетов, то здесь наблюдается неэффективность кадровой политики. Крупные университеты в целом с меньшей вероятностью могут оказаться не на границе эффективности, однако и для них в России по-прежнему существует несколько эталонных университетов из использованной выборки.

Текст работы (работа добавлена 26 августа 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ