• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномен гендерной сегрегации на рынке образовательных услуг школьного образования в представлениях стейкхолдеров

ФИО студента: Савельева Елена Александровна

Руководитель: Заиченко Наталья Алексеевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

Представленное магистерское исследование «Феномен гендерной сегрегации на рынке образовательных услуг школьного образования в представлениях стейкхолдеров» посвящена изучению актуальной проблемы, активно используемой для обсуждений в средствах массовой информации и специалистами разных предметных направлений, в том числе исследователями рынка труда как на международном уровне, так и в отечественной практике. Работа состоит из трех глав: теоретического осмысления проблемы и исследовательской части, включающей изучение представлений руководителей школ, педагогов, родителей и учащихся о феномене гендерной сегрегации. В первой главе прослеживается цепь понятий от гендерного предрассудка к гендерному стереотипу, затем к гендерной сегрегации, объясняются причины, виды, специфика, отличие сегрегации от гендерной дискриминации. Исследовательский интерес к гендерной сегрегации сфокусирован на особенностях трудового поведения работников разного пола, видимых через действия работодателей в отношении своих сотрудников и на типах гендерной сегрегации (вертикальной и горизонтальной). Представлены направления современной государственной политики, призванные обеспечить достижение гендерного равенства, выделены нормативные акты, определяющие принципы государственной политики. Во второй главе выделена специфика гендерной сегрегации на рынке учительского труда, причины феминизации сферы образования, направления гендерных стереотипов, связанных с привлечением мужчин в профессию учителя. Выделяется тенденция дискриминации педагогов – мужчин как единственная специфическая черта гендерной сегрегации в отрасли. В исследовательской части работы анализируются статистические данные о гендерной структуре педагогического состава школ и результаты опросов и интервью с педагогами и руководителями школ об их представлениях о наличии гендерной сегрегации в общем образовании во взрослых коллективах педагогов. Выборка включала респондентов пяти районов Санкт-Петербурга (Приморского, Василеостровского, Московского, Петроградского, Красносельского). Объектом анализа явились педагогические коллективы школ, дифференцированных по полу и по занимаемой должности. Данные сравнительного анализа еще раз подтвердили проблему феминизации российского образования. Наряду с методом сравнительного анализа в исследовании использовался метод анкетирования педагогических кадров, учащихся, родителей обучающихся, результаты которых представлены в третьей главе диссертации. Для определения мнения руководителей образовательных учреждений о проблеме феминизации отрасли, о гендерной структуре кадрового состава и об особенностях трудовых отношений с педагогом – мужчиной был выбран метод опроса и интервьюирования. Результаты интервью и опросов привели к вполне очевидному выводу о том, что повышение заработной платы и дополнительное материальное стимулирование становятся главным механизмом в решении проблемы увеличения доли мужчин в сфере образования. Поддерживая необходимость преодоления проявлений гендерной сегрегации в педагогическом коллективе, автор относит изучаемый феномен к институциональной ловушке, игнорирование которой приводит к снижению эффективности трудовых ресурсов организации. Ключевые слова: ФЕНОМЕН, ПОЛ, ГЕНДЕР, ГЕНДЕРНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ, ГЕНДЕРНАЯ СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА, РЫНОК ТРУДА УЧИТЕЛЯ, ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ФЕМИНИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ, ДИСКРИМИНАЦИЯ ПЕДАГОГОВ-МУЖЧИН.

Текст работы (работа добавлена 10 декабря 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ