• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Присоединение Украины к России в XVII веке в современном школьном курсе истории

ФИО студента: Мурзабулатов Артем Сергеевич

Руководитель: Данилевский Игорь Николаевич

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Современная историческая наука в преподавании истории в школе (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2020

Выпускная квалификационная работа А.С. Мурзабулатова на тему «Присоединение Украины к России в XVII веке в современном школьном курсе истории» состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, одного приложения. Первая глава включает анализ отечественной досоветской и советской историографии XX века, постсоветской российской и украинской историографии XX-XXI вв. по исследуемому вопросу и сравнительный анализ содержания современных школьных учебников истории России и Украины. Во второй главе разработан проект серии занятий для школьников по теме присоединения Украины к России в XVII веке. Цель исследования – выявление актуальных направлений в исследовании присоединения Украины к России в XVII веке и их интеграция в школьный курс истории в виде методической разработки занятия. Задачи выпускной квалификационной работы, позволяющие достичь цели исследования: 1. Актуализация проблемы присоединения Украины к России в XVII веке в отечественной досоветской и советской историографии XX века, постсоветской российской и украинской историографии XX-XXI вв. 2. Сравнительный анализ содержания материала по вопросу присоединения Украины к России в XVII веке в российских и украинских школьных учебниках истории. 3. Анализ вариантов методических разработок по теме присоединения Украины к России в XVII веке. 4. Разработка проекта занятия для школьников по теме присоединения Украины к России в XVII веке. В ходе исследования использовались историко-генетический метод, метод контент-анализа, сравнительный и биографический методы. Использование историко-генетического метода обусловлено исследованием событий 1654 года, их причин и развития (последствий). Контент-анализ и сравнительный метод являются инструментами исследования содержания научной и учебно-методической литературы XX-XXI вв. по исследуемой теме. Анализ историографии России и Украины XX-XXI вв. по изучаемой проблеме показал эволюцию подходов к ее рассмотрению: от нескольких подходов в начале XX века, исследующих характер присоединения Украины к России в XVII веке (временная комбинация или воссоединение двух народов), до широкого спектра подходов в новейшей историографии России и Украины, исследующих не только характер присоединения, но и смежные вопросы (политико-правовой статус, взгляды современников, мифологизация и отрицание событий 1654 года). Сравнительный анализ содержания материала по вопросу присоединения Украины к России в XVII веке в российских и украинских школьных учебниках истории показал разность позиций по исследуемой теме в школьном курсе истории обоих государств. Анализ вариантов методических разработок (их достоинств и недостатков) по теме присоединения Украины к России в XVII веке позволил предложить в качестве разработки проект комплексного занятия, включающего элементы различных методических разработок. Проект занятия подразумевает самостоятельную компоновку учителем отдельных элементов различных методических разработок (блоков), исходя из планируемых образовательных результатов: урок-знакомство, работа с онлайн-ресурсом, киноклуб, викторина и дискуссионный клуб. Практическая значимость данного исследования для школьного курса истории России состоит в подготовке направлений исследования проблемы присоединения Украины к России в XVII веке для школьников в рамках проектной деятельности и разработке методических рекомендаций для проведения серии занятий по исследуемой теме.

Текст работы (работа добавлена 5 февраля 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ