• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Оценка зависимости направлений расходования средств эндаумент-фондов и направлений стратегического развития в российских вузах

ФИО студента: Носкова Светлана Юрьевна

Руководитель: Абанкина Ирина Всеволодовна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление в высшем образовании (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

В настоящее время система высшего образования нашей страны продолжает своё реформирование. Это связано, прежде всего, с новыми вызовами и проблемами политической, социальной, экономической, образовательной и других сфер. Стоит отметить, что изменяется и финансовая сторона деятельности вуза. Если в начале 2000 – х годов число коммерческих вузов в России составляло 4% от общего числа вузов, в 2010 году насчитывалось уже 9%, то в 2018 году уже зафиксировано 18%. Такой рост числа коммерческих вузов попытка российского государства и общества ответить на грядущую тенденцию коммерциализации высшего образования в нашей стране. Более того, дело даже не в том, что идет постоянный рост числе коммерческих вузов в нашей стране. Дело в другом, а именно в том, что государство на законодательном уровне обязывает государственные (бюджетные) вузы «зарабатывать деньги» и не надеется на государственное финансирование. Другой необходимой предпосылкой развития коммерческой сферы деятельности российских вузов стал экономический спрос на результаты научной деятельности. Научные разработки стали финансироваться за счет бизнеса, но в свою очередь бизнес стал более требовательно относиться к результатам научной деятельности. В связи с этим, сегодня, высшие учебные заведения Российской Федерации обязаны изыскивать собственные финансовые источники, разрабатывать собственные финансовые механизмы формирования и управления бюджетом. Следовательно, необходимым условием формирования и развития финансовой состоятельности российских высших учебных заведений является создание и накопление целевого капитала, который призван формировать финансовый и денежный «банк» собственных средств вуза. Схематичный эскиз любого фонда целевого капитала состоит в том, что формируется необходимый пакет денежных средств, направленные на финансирование определённых вузовских проектов. В соответствии с образовательным законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» финансировать вуз имеет право любая организация, легально (законно) осуществляющая свою деятельность в соответствии с национальным правом Российской Федерации либо физической лицо, доходы которого получены легальным способом. Как правило, последняя категория (физические лица) является наиболее распространенной категорией лиц, осуществляющих финансирование вуза. Выпускники вуза, всегда осуществляют финансирование собственного Alma – mater. Финансовая помощь может выражаться в инвестировании акций, облигаций, валюты, недвижимости, паевых фондов и других источниках. Объектом исследования являются фонды целевых капиталов российских вузов во взаимосвязи направлений расходования их средств фондом и направлений стратегического развития вузов. Предметом исследования является деятельность вузов по формированию и реализации денежных средств фондов целевых капиталов. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть основы формирования и развития целевого капитала высших учебных заведений Российской Федерации и проанализировать наличие взаимосвязи между направлениями расходования средств, полученных от размещения капитала в доверительное управление, и стратегических направлений развития их держателей. Базу для исследования составляют специализированная литература, а также нормативные акты и иные документы, отчеты о самообследовании российских вузов и отчеты о деятельности их ФЦК. Методологическая основа. При выполнении работы в рамках системного подхода будут применяться общенаучные методы исследования – системного анализа, статистического анализа, логического моделирования. Работа содержит 49 страниц и состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Текст работы (работа добавлена 7 февраля 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ