• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реализация принципов расширения университетской автономии в современной системе образования Республики Казахстан

ФИО студента: Медетов Нурлан Амирович

Руководитель: Абанкина Ирина Всеволодовна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление в высшем образовании (Магистратура)

Год защиты: 2020

В работе проведено исследование современных принципов модернизации и реструктуризации в системе управления государственных вузов Республики Казахстан через внедрение принципов университетских автономий, рассмотрение основных заинтересованных сторон расширения самостоятельности, а также выработка рекомендации по переходу государственных университетов в новый организационно-правовой статус, определение компетенции основных управляющих органов и поиск новых механизмов, повышающие их устойчивость и автономию. Продемонстрирован анализ уровней автономизации казахстанских университетов на основе рамочных критериев, разработанных Европейской ассоциацией университетов, который показывает, что наибольшую самостоятельность высшие учебные заведения Республики Казахстан имеют в вопросах кадровой и академической автономии. В вопросах организационной и финансовой автономии сохраняются значительные ограничения со стороны государственных и фискальных органов. Особенно важным является отсутствие законных механизмов свободного управления финансовыми ресурсами, выделенными из государственного бюджета на возмещение расходов за обучение студентов, магистрантов и докторантов, принятых на основе государственных грантов. Реализуемые в данный момент стратегические шаги Правительства Республики Казахстан по предоставлению государственным высшим учебным заведениям нового организационно-правового статуса в виде некоммерческого акционерного общества должны существенно расширить показатели самостоятельности университетов. Основополагающим мотивом данных преобразований является повышение ответственности университетов перед обществом за качество подготовки специалистов, результаты хозяйственной деятельности, развитие человеческого потенциала и воспитание современного мировоззрения подрастающего поколения. Научная новизна данного исследования состоит в том, что приведенный анализ основных принципов организационной, академической, финансовой и кадровой самостоятельности может быть полезным инструментом в обосновании выбора эффективной модели и структуры управления современным университетом в существующей экономической, организационной, а также ментальной системе Республики Казахстан. Целевая аудитория данного исследования ориентирована на управленцев и практиков, которые непосредственно осуществляют свою профессиональную деятельность в системе высшего образования Казахстана, а также всех исследователей по данному направлению. Практическая значимость исследования заключается в том, что понимание процессов университетской автономии поможет администраторам высших учебных заведений в стратегическом планировании, совершенствовании модели институционального управления, повышению социальной ответственности университета, расширению сотрудничества с внешними и внутренними стейкхолдерами, мониторинге и оценке эффективности деятельности вуза.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ