• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образы леса, деревьев, цветов в поэзии Бориса Пастернака

ФИО студента: Шведченко Елена Николаевна

Руководитель: Поливанов Константин Михайлович

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Современная филология в преподавании литературы в школе (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

Природа является важным и неотъемлемым компонентом поэтического мира Бориса Пастернака. У поэта особые отношения с природой, описанные им во второй главе «Охранной грамоты», в статье «Несколько положений», и, конечно же, отражённые в его стихотворениях. Природа присутствует уже в ранних произведениях поэта, много внимания уделено ей и в позднем творчестве. Мудрость и покой природы возвращали поэту веру в жизнь. Борис Пастернак видел не только оболочку и внешнюю сторону природы, но чувствовал и понимал её характер. Благодаря этому пониманию в его лирике родились оригинальные метафоричные образы, связанные с растениями. Тесное переплетение мира человеческой души и мира природы пронизывает все поэтическое наследие Б.Л. Пастернака. Лирический герой поэзии Пастернака вписан в окружающий пейзаж. Чувства человека, движения его души перекликаются с изменениями в природе. У поэта одушевлены деревья, цветы, кусты, лес, сад. С ними можно общаться, они всегда рядом и готовы поговорить с тобой. Природа живёт и думает. Только у Пастернака «предгрозье играет бровями кустарника». Поэт понимает бесконечность жизни и вечность природы. Объектом исследования в представленной работе являются стихотворения Бориса Пастернака с использованием «ботанических образов»: названий цветов и деревьев. Отметим, что для описания функции «ботанических» образов в поэтическом мире Бориса Пастернака в работе использована свободная выборка стихотворений, не все стихотворения поэта, в которых используются образы растений, отражены в данном исследовании. Это может стать перспективой исследования. Анализу подверглись лишь некоторые стихотворения из поэтических сборников «Начальная пора» (1912 – 1913 гг.), «Поверх барьеров» (1914 – 1916 гг.), «Сестра моя – жизнь» (лето 1917 г.), «Темы и вариации» (1916 – 1922 гг.), «Стихи разных лет» (1916 – 1931 гг.), «Второе рождение» (1930 – 1932 гг.), «На ранних поездах» (1936 – 1944), «Когда разгуляется» (1956 – 1959 гг.), а также некоторые стихотворения разных лет, не включённые в основное собрание, и стихотворения из романа «Доктор Живаго», в которых появляются названия цветов и деревьев, а также прилагательные, от них образованные. Предметом исследования выступает описание образов растений, деревьев и тех функций, которые они выполняют в стихотворениях, а также исследование художественных приёмов, использованных в стихотворениях с употреблением названий цветов и деревьев. Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что изучены и описаны функции некоторых «ботанических» образов в поэзии Бориса Пастернака, произведено сравнение функций этих образов у поэта и у других авторов, рассмотрена частотность и особенности употребления некоторых фитонимов в русской литературной традиции; рассмотрено, рядом с какими образами у самого Бориса Пастернака появляются названия цветов и деревьев, какие олицетворения и метафоры «живут» в собственном поэтическом мире автора. Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении и описании функций «ботанических» образов в поэзии Б. Пастернака. В ходе исследования были решены конкретные задачи: 1) изучена традиция использования некоторых ботанических образов в русской поэзии; 2) рассмотрены особенности использования этих образов в поэзии Б.Пастернака; 3) проанализированы некоторые стихотворения Б. Пастернака, в которых встречаются названия цветов и деревьев; 4) описаны отдельные олицетворения и метафоры, в составе которых используются названия цветов и деревьев для создания поэтических образов в поэтическом мире Б.Пастернака. Научная новизна исследования определяется его актуальностью и целью и заключается в следующем: - описана традиция использования «ботанических» образов в русской поэзии (кто и как употреблял названия цветов и деревьев до Б.Пастернака); - выявлены и описаны наиболее часто встречающиеся «ботанические» образы в собственном поэтическом мире Б.Пастернака; - предпринята попытка системного изучения ботанических признаков растений, употребляемых в стихотворениях Б.Пастернака, и исследования вопроса о переходе биологического значения в поэтическое. Особенности языка растений в пастернаковской поэзии рассматривали многие исследователи его творчества, но их работы не были посвящены специально данному вопросу. Методология исследования За основу исследования взяты интертекстуальный и структурно-семиотический методы.

Текст работы (работа добавлена 18 февраля 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ