• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт общей аварии в международном частном морском праве

ФИО студента: Бабаханова Светлана Андреевна

Руководитель: Касаткина Александра Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет права

Программа: Юриспруденция (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Несмотря на древнее происхождение института общей аварии и устойчивость его общих правил и принципов, данный институт продолжает динамично применяться в практике судоходства и развивается в наше время. Связано это с устойчивым ростом объемов морских перевозок в мире, поскольку данный вид доставки грузов продолжает оставаться самым экономически оправданным по затратам и экологически привлекательным с точки зрения вредных выбросов в атмосферу на единицу используемого топлива. Несмотря на развитие научно-технического прогресса, типов судов и современного оборудования на борту, морские перевозки продолжают нести в себе сопряженные риски утраты и повреждения груза и судна. Напротив, развитие новых отраслей промышленности в XXI веке, таких как глубоководное бурение, перевозка углеводородов из арктических и суб-арктических районов в ледовых условиях, плавучие атомные электростанции и сопутствующие им экологические риски, приводят к развитию национального и международного законодательства по защите окружающей среды, страховой деятельности, регулированию профессиональной ответственности участников делового оборота. При этом институт общей аварии успешно вписывается в эти новые хозяйственные отношения, пополняясь новыми критериями и конвенциональными требованиями. Устойчивая востребованность института общей аварии объясняется, с одной стороны, предсказуемостью заложенных в его основу принципов регулирования отношений сторон, и с другой стороны, гибкостью подхода применительно многочисленным, не поддающимся прогнозированию и учету, ситуациям и коллизиям на море. Предметом исследования данной работы является изучение института общей аварии и вытекающего из него защитного механизма интересов сторон в случае возникновения ситуации чрезвычайного характера на судне, осуществляющем доставку груза. Исследование осуществляется на основе международного частного права, международных конвенций и российского законодательства. Целью настоящей работы - исследование основ правового регулирования института общей аварии в международном частном морском праве. Институт общей аварии подробно изучен отечественными и зарубежными учеными. Благодаря их исследованиям по морскому страхованию, анализу вопросов морского права и ответственности судовладельцев, выявлению причин и предпосылок морских катастроф, анализу международно-правового режима защиты и сохранения морской среды и особенностей оформления морской аварии, можно получить ясное представление о развитии института общей аварии в отечественном и зарубежном праве. В рамках исследования выдвинуты несколько гипотез. Во-первых, урегулировании убытков в рамках общей аварии с учетом конкретных потерь и убытков на практике может быть привлечен довольно широкий круг заинтересованных лиц. Во-вторых, споры из общей аварии могут быт урегулированы благодаря совокупности норм национального и международного права. Однако каждый случай должен рассматриваться в рамах индивидуального подхода на основании применимого права. Это также демонстрирует универсальный характер института общей аварии Первая глава исследования посвящена правовому регулированию института общей аварии, в ней проанализированы принципы данного института, исследованы Правила Йорк-Антверпена и Международная Конвенция О спасании. Вторая глава посвящена изучению процедуры урегулирования общей аварии. Третья глава работы направлена на выявление необходимости изменения или же сохранения норм, регулирующих общую аварию. Результатом работы является выявление особенностей правового регулирования защиты материальных интересов сторон международных морских перевозок при возникновении общей аварии и формирование понимания специфики распределения расходов и убытков в случае, когда общая авария объявлена; исследование необходимости совершенствования тех или иных правил и принципов института общей аварии. Основной вывод работы заключается в том, что представляется необходим осуществить правовое переосмысление тенденций морских перевозок, с целью создания предсказуемой и безопасной доставки конечного груза морем до потребителя.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ