• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лэнд-арт объект на базе перформативных практик

ФИО студента: Соскова Любовь Андреевна

Руководитель: Кузнецова Александра Владимировна

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Дизайн (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Развитие транспортной системы во второй половине ХХ века привело к эпохе тотальной мобильности. Однако свобода передвижения не приблизила человека к пониманию пространства, а скорее отдалила от него, сузив его восприятие до обрывочных образов. Именно в момент, когда мобильность стала общедоступной, путешествие начало сформировываться как «медиум» для художественного высказывания. Художественное вмешательство в повседневную действительность передвижения становится ещё одним вариантом диалога со зрителем. На примере современного искусства можно проследить постепенное изменение восприятия путешествия: от необходимости для выживания, протеста или побега, до его полного растворения в повседневной жизни, или даже его симуляции. Искусство художников, работающих с темой путешествия и перемещения в пространстве, выглядит странным, абсурдным и сюрреалистичным. Оно фрагментирует мир, останавливая наш взгляд на его мельчайших деталях. Но в конечном итоге его цель - попытаться увидеть и осознать единство и целостность мира. Работы этих художников почти всегда очень сложно отнести к какому-то конкретному виду или жанру. Художественные произведения, созданные «путешествием» часто считают в себе элементы перформанса, инсталляции, видео-арта, хеппенинга и даже живописи. Постоянно меняя свою геолокацию, художники-странники создают работы по всему миру, оставляя на них след нетронутых человеком ландшафтов, далеких стран или горячих точек. Они затрагивают актуальные события и глобальные проблемы, осмысляют локальные нужды и мировое единство. От журналистов, активистов или блогеров их отличает то, на чём почти всегда настаивает их искусство - поэтика. Это мировоззрение находится вне геополитики - оно, скорее, геопоэтично. Что нас связывает с той или иной территорией? Что такое страна и народ — природные явления, мифы, или, может быть, всё же политика? В этой книге я постаралась систематизировать работы художников-странников по темам их исследования и смысловому началу, и прослеживая, как путешествия соотносятся с их жизнью. Я выделила семь тем, над которыми они работают, когда медиумом для создания их произведений становится путешествие: миграция, испытание, побег, повседневность, политика, симуляция и «после человека». Отдельной главой я постаралась осветить тему институционального представления о путешествии, поскольку именно институционализация превращает этот медиум в нечто совершенно далёкое от художественного высказывания. Во многих случаях можно отследить тенденции развития мировых трендов на темы исследований, поэтому в конце книги можно найти таймлайн со всеми собранными художественными произведениями. Это исследование стало частью моего дипломного проекта «Лэнд арт объект на базе перформативнх практик». Был выбран метод исследования, поскольку все существующие методы взаимодействия с землей художниками в России меня не устраивали. Зачастую в работах русских художников с пространством, можно обнаружить колониальные отголоски, реализуемые через «подчинение» пространства человеком. Практика путешествия же предполагает сосуществование человека и окружающего пространства, а не его покорения и подчинения. Именно поэтому исследование на данную тему помогло раскрыть потенциал моего художественного проекта. Были найден все необходимые методы для реализации задумки в действительность. Практики путешествия не стали их частью, но перемещение во многом повлияло на их осознание. Ориентиром для реализации проекта стала глава «Повседневность», в которой собран работы художников, работающих в жанре Лэнд Арта в Великобритании. Именно эти художники избирают для себя ненасильственное взаимодействие с землей и пространством, сосуществуя, а не поражая их, превращая в часть антропоцентрической эпохи, в которой мы сегодня существуем.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ