• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правовые основы государственного учета активов и обязательств в Российской Федерации

ФИО студента: Гаврелюк Ольга Викторовна

Руководитель: Комягин Дмитрий Львович

Кампус/факультет: Факультет права

Программа: Финансовое, налоговое и таможенное право (Магистратура)

Год защиты: 2020

Тема магистерской диссертации «Правовые основы государственного учета активов и обязательств в Российской Федерации». Студент Гаврелюк Ольга Викторовна, МФП 181, «Финансовое, налоговое и таможенное право». Научный руководитель Комягин Дмитрий Львович, доктор юридических наук, профессор Департамента дисциплин публичного права НИУ ВШЭ. Объем диссертации составляет 137 страниц, содержит 2 главы, 2 приложения, 167 источников. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при ведении бюджетного, бухгалтерского учета. Цель исследования – разработка авторской концепции системы правового регулирования государственного учета активов и обязательств в Российской Федерации. В магистерской диссертации исследуются правовые основы бюджетного, бухгалтерского учета. Так, в работе проанализировано понятие и развитие учета в три основных периода истории России. В имперский период используется понятие государственного счетоводства, которое сводится к учету доходов и расходов государства. В советский период понятие государственное счетоводство было заменено понятием бухгалтерского учета. Понятие бюджетный учет также применялось, но не устанавливалось нормативными правовыми актами. Его сущностью являлся бухгалтерский учет доходов и расходов бюджета СССР. В 2004 году Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) дополнен статьей 240 «Бюджетный учет», который определяется как учет государственных доходов, расходов бюджетов. Однако, в редакции БК РФ настоящего времени бюджетный учет, рассматривается как система обобщения информации о состоянии активов и обязательств всего государства, а значит это часть статистического учета (то есть сводная агрегированная информация). В исследовании отмечено, что при правоприменении указанные понятия отождествляются и сделан вывод, что организации государственного сектора ведут именно бухгалтерский учет, в том числе учет доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи предлагается уточнить статью 264.1 БК РФ и изложить в новой редакции, согласно которой «Все доходы и расходы бюджета подлежат бухгалтерскому учету, основывающемуся на едином плане счетов, устанавливаемом Минфином России». Россия, являясь членом МВФ, предоставляет сведения по статистике государственных финансов в МВФ, поэтому в целях достоверного формирования Статистики государственных финансов, в исследовании предлагается дополнить нормативные правовые акты, регулирующие ведение официального статистического учета, понятием «государственный учет активов и обязательств», который определяется как система обобщения и анализа данных бухгалтерского учета экономических субъектов о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах всего государства. В работе исследовалась методология учета и проведен сравнительный анализ основных нормативных правовых актов в части ведения бухгалтерского учета, из которого основным выводом являются наличие в актах значительного количества дублирующих норм права. В результате была подготовлена авторская концепция системы правового регулирования государственного учета активов и обязательств в России, в которой предлагается: обязательные для исполнения (императивные) нормы закрепить в Законе о бухгалтерском учете и отнести федеральные стандарты бухгалтерского учета, к документам рекомендательного характера реализовав принцип «преобладание существа над формой»; разработать единые с коммерческими организациями учетные правовые основы (единый план счетов, федеральные стандарты) с наличием раздела «Особенности для государственных органов и организаций». В результате реализации предложенной концепции, по мнению автора, государственный учет активов и обязательств РФ будет обеспечен в полном объеме.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ